Принципы формулировки заключения по данным пиктограммы

Заключение по данным пиктограммы органично включается в общий текст заключения экспериментально-психологического исследования в сопоставлении с данными других методик. В заключении обязательно должны найти отражение следующие моменты.

1. Понимание испытуемым инструкции, подчинение ее требованиям либо оппозиционное отношение.

2. Продуктивность опосредованного запоминания, показатель может быть соотнесен с показателями продуктивности теста Бентона либо пробы на запоминание 10 слов.

3. Особенности операционных характеристик мышления. Эти данные сопоставляются с данными других нестандартизованных методик исследования мышления.

4. Уровень стандартности и адекватности образов пиктограммы. Эти показатели могут быть соотнесены с данными методики «исключение предмета» либо с соответствующими показателями теста Роршаха.

5. Элементы оригинальности в образах пиктограммы, в частности число и характер оригинальных образов, наличие «украшенных» банальных образов.

Пиктограмма не является психометрическим тестом исследования интеллекта, однако качественный анализ ее данных позволяет сделать выводы об уровне интеллектуального развития испытуемого. Если проводилось исследование с помощью какого-либо психометрического теста (например, теста Векслера), данные пиктограммы могут быть сопоставлены с его результатами. При этом общий вывод должен строиться по «принципу потолка». Если испытуемый совершенно несостоятелен при выполнении пиктограмм, но данные теста Векслера позволяют исключить интеллектуальную недостаточность, опорными для формулировки заключения следует считать данные теста Векслера. Относительное снижение «интеллектуальных» характеристик пиктограммы может быть следствием эмоциональных нарушений, в частности депрессии. Если же результаты теста Векслера указывают на интеллектуальный дефект, но испытуемый способен выбрать образ для опосредования на большинство понятий при выполнении пиктограммы, данными психометрического исследования можно пренебречь. Такого рода диспропорции характерны для неудачных попыток симулировать интеллектуальную недостаточность.

6. Характер и степень выраженности стереотипии, наличие персевераций. Эти данные могут быть сопоставлены лишь с результатами теста Роршаха, если такое исследование было проведено.

7. Признаки эгоцентризма и демонстративности. Об этих личностных чертах следует упоминать, если в протоколе содержится более трех индивидуально-значимых образов типа стимулы (Инд-С). Следует подробно указать, какие именно тенденции проецируются в индивидуально-значимых образах, а также остановиться и на персонифицированных образах. Определенное значение имеют спонтанные высказывания испытуемых, в которых подчеркивается, что выбираемый образ выражает «личное мнение».

Если указанные признаки сочетаются с выражен­ными «шоковыми» реакциями, среди образов пиктограммы много расплывчатых метафорических образов (типа «солнце», «облако», «цветы»), графические характеристики умеренно дестабилизированы, можно сделать вывод об эмоциональной неустойчивости. Эти данные сопоставляются с результатами применения проективных тестов и личностных опросников.

8. Тип реакции на фрустрацию может быть определен в зависимости от экстрапунитивной или интропунитивной направленности высказываний испытуемого по ходу исследования («самокритика», «критика исследования») и в особенности поведения испытуемого во время ретестирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: