Отказы, «шоковые» реакции

Начальный отказ. Под этим понимается отказ от обследования тотчас после предъявления инструкции. Чаше всего предлогом для начального отказа служит неумение рисовать. Повторное разъяснение инструкции, подчеркивание того, что качество рисунка значения не имеет, в большинстве случаев приводит к тому, что испытуемый все же выполняет задание.

Отсроченный отказ. Отказ от дальнейшего исследования, возникший после того, как испытуемый столкнулся с трудностями интеллектуального либо эмоционального порядка.

Отказ от выбора. Испытуемый отказывается выбрать образ именно на данное понятие, соглашаясь продолжать исследование. Отказ тотчас после предъявления понятий чаще имеет эмоциональную природу, иногда после паузы испытуемый все же делает соответствующий рисунок. Отказ после длительного размышления чаще свидетельствует об интеллектуальных затруднениях. Так называемые парадоксальные отказы на «легкие» понятия (типа «вкусный ужин») свидетельствуют о том, что испытуемый занимает настороженную позицию и соотносит понятие со своим индивидуальным опытом.

Отказ от разъяснения. Испытуемый отказывается мотивировать свой выбор чаще всего под предлогом того, что сам по себе выбор не должен интересовать экспериментатора, что сопровождается ссылкой на инструкцию. Иногда испытуемые закрывают рисунок от экспериментатора.

«Шоковые» реакции возникают у испытуемых в ответ на понятия, имеющие эмоциональную значимость, как положительную, так и отрицательную. Подобные реакции типичны для всех методик, направленных на изучение ассоциативного, процесса и являются проявлением «парализующего» влияния аффекта на интеллектуальные процессы. В пиктограмме «шоковые» реакции проявляются в соответствующих репликах («я не маленький ребенок», «трудное слово» и т. п.), удлинении латентного времени, изменении характера выбранного образа (в сравнении с другими образами в данном протоколе), некоторых графических особенностях — более тщательная проработка рисунка, сильный нажим, относительное уменьшение размеров рисунка. Крайним проявлением «шоковой» реакции может быть отказ от выбора, который при сильном аффекте иногда перерастает в отсроченный отказ от исследования.

Употребление буквенных и словесных обозначений.]

Употребление букв в пиктограмме запрещается инструкцией. Появление буквенных обозначений — чаще результат сознательного игнорирования требований инструкции, что иногда сочетается с общей негативной установкой в отношении исследования. Выделяются три основные формы употребления букв в пиктограмме.

Включение надписи в рисунок. Чаще всего надпись включается в рисунок «органично»: можно привести в пример изображение транспаранта с надписью «1 Мая» на понятие «веселый праздник», книгу с над­писью «Конституция» на понятие «справедливость» и т. п. Включение буквы в рисунок может иметь иной характер — буква пишется как можно незаметнее, «маскируясь» в деталях сценоподобного образа.

Замещение рисунка надписью. Вместо рисунка ис­пытуемый делает надпись, например «Ура!» на понятие «победа», либо ограничивается тем, что пишет первую букву запоминаемого понятия, либо производит более сложные сокращения типа — буквы СМНН на понятие «сомнение», иногда употребляется надпись на иностранном языке («То bе оr поt tо bе» на понятие «сомнение»).

Замещение рисунка надписью с вторичным искажением с целью скрыть употребление букв. Записав букву или слово, испытуемый частично заштриховывает их, дорисовывает какие-либо детали, пытаясь «скрыть» от экспериментатора буквенный характер изображения. Эти попытки совершенно несостоятельны и носят нелепый, вычурный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: