Заключение

Многие исследователи (Плутчик Р., Романова Е.С., Гребенников Л.Р.) рассматривают механизмы психологической защиты, как базис всех защитных стратегий личности, которые развиваются для совладания с основными аффективными процессами и влечениями. В настоящее время считается, что все защитные механизмы направлены против фрустраторов, которые представлены следующими типами:

1. Уязвление ценностного, значимого содержания личности (ошибки, неудачи, поражения, потери, утраты, лишения, актуализация в сознании недостигнутого и недостижимого, переживание чувства вины).

2. Социальные конфликты, вызывающие переживание.

3. Трудности адаптации к новым условиям среды.

4. Снижение профессиональных или жизненно важных способностей.

5. Напряжение, утомление, перегрузка.

6. Чрезмерная собственная экспрессивность.

7. Повседневные жизненные трудности.

Фрустраторы могут быть внешними или внутренними и по этому критерию различаются защитные механизмы, направленные против внешних или внутренних фрустраторов.

Различают также примитивные, пограничные и полноценные механизмы психологической защиты.

Примитивными являются непродуктивные, осуществляемые на низком уровне защиты (регрессия, отрицание, конверсия, аннулирование действия, проекция), которые препятствуют личностному развитию, переводят личность на более низкий уровень функционирования, способствуют отказу от самореализации.

К пограничным относятся малопродуктивные защитные механизмы, представляющие мнимые решения и самообман, но позволяющие сохранить ценой различных искажений реальности привычный способ функционирования. К ним относятся: подавление, реактивное образование, интеллектуализация, наркотизация, перенос, изоляция.

Полноценные защиты, как правило, способствуют реорганизации личности, переходу ее к новому способу функционирования и развития. Примерами таких защит являются, в первую очередь, сублимация и компенсация, а также рационализация, замещение, интроекция.

Таким образом, проблема социально-психологической адаптации является многофакторной, требующей участия в ее решении представителей различных научных направлений: психологов, педагогов, психиатров, социологов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: