Какая функция языка не нашла отражения в данных ситуациях?

Задание 4. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.

Высшей формой национального русского языка является……………………….. К свойствам литературного языка относятся……………………………………. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования……………………………………………………………………………...

Задание 5. Отметьте правильное утверждение.

□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.

□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.

□ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.

__________________________________________________________________

Задание 6. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?

1) Куриса на улисе яйсо снесла_____________________________________

2) Свободных местов в зале не было._______________________________

3) Театр уж полон, ложи блещут._________________________________

4) Как барановски девцонки

Говорят на букву «Це»:

«Дайте мыльце, полотенце

И цулоцки на пеце»_____________________________________________

5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.______________

6) Вода хлестает из крана.._______________________________________

7) Все компы зависли._____________________________________________

Задание 7. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.

1. Культура речи – это

Ø владение нормами устного и письменного литературного языка;

Ø соблюдение норм нравственного поведения людей;

Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

2. Под культурой речи понимается

Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;

Ø использование слов в несвойственном им значении;

Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.

Задание 8. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?

1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.__________________________________________________

2. В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста».__________________________________

3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть кат А лог. ____________________________________________________________

4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы. ______________________________________________________

5. Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!»___________________________________________________

6. На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?»__________________________________________________

7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен._______________________________________________

8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова._______________________________________________________

9. Вы обещаете своему другу походот А йствовать за него. ____________________________________________________________

Задание 9. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.

v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры___________________________

v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____________________________________________________

v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___________________________________________________

v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_________________________________________

v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. _____________________________________________________________

v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время________________________________________________________

Задание 10. Определите соответствующий каждому определению словарь.

1. Имена собственные объясняются в словаре __________________________

2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_________________________________________________________

3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________________________________________________

4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре_________________________________________________________

5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре _____________________________________­­­­­___

6. Трудности управления объясняются в словаре ________________________________________________________________

7. Значение слова можно узнать в словаре _____________________________

8. Ударение и произношение описываются в словаре_____________________

9. Правильное написание слова можно проверить по словарю _____________

10. Способ образования слова можно узнать в словаре ____________________

Задание 11. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.

Словарная статья Словарь
1. Новелла. заимств. в начале XVIII из итал. яз, где novella «повесть» → «повествование новостей →»новость»; суф. производного от nova «новая», того же корня, что новый.  
2. НовЕлла (итал. Novella), повествоват. жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психол. рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Легкое дыхание» И.А.Бунина)  
3. НовЕлла (допуст. в); допуст. Л), новЕллы., о новЕлле.  
4. НовЕлла, -ы, ж. 1.Рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией. 2. Нечто новое, новое добавление к чему-нибудь (книж.) // прилаг. новеллистИческий, -ая, -ое (к 1 знач.)  
5. Гейзер (исл. geysir от geysa – хлынуть), источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до выс. 20-40 м и более. Г. распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Известны в Исландии, США, Н.Зеландии, России (на Камчатке).  
6. Экспонат-экспонент. Различаются значением. Экспонат. Предмет, выставленный для обозрения на выставке, в музее и т.д. Экспонат, отобранный для международной выставки. Экспонент. Лицо или организация, выставляющие на выставке  
7. Привилегия. Исключительное право, льгота. Получить привилегию. Преимущество. Льгота. Прерогатива.(книжн.). Исключительное право.  

Задание 12. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: