Задание 4. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.
Высшей формой национального русского языка является……………………….. К свойствам литературного языка относятся……………………………………. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования……………………………………………………………………………...
Задание 5. Отметьте правильное утверждение.
□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.
□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.
□ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.
□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.
|
|
__________________________________________________________________
Задание 6. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?
1) Куриса на улисе яйсо снесла_____________________________________
2) Свободных местов в зале не было._______________________________
3) Театр уж полон, ложи блещут._________________________________
4) Как барановски девцонки
Говорят на букву «Це»:
«Дайте мыльце, полотенце
И цулоцки на пеце»_____________________________________________
5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.______________
6) Вода хлестает из крана.._______________________________________
7) Все компы зависли._____________________________________________
Задание 7. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.
1. Культура речи – это
Ø владение нормами устного и письменного литературного языка;
Ø соблюдение норм нравственного поведения людей;
Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
2. Под культурой речи понимается
Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;
Ø использование слов в несвойственном им значении;
Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.
Задание 8. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?
1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.__________________________________________________
|
|
2. В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста».__________________________________
3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть кат А лог. ____________________________________________________________
4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы. ______________________________________________________
5. Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!»___________________________________________________
6. На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?»__________________________________________________
7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен._______________________________________________
8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова._______________________________________________________
9. Вы обещаете своему другу походот А йствовать за него. ____________________________________________________________
Задание 9. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.
v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры___________________________
v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____________________________________________________
v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___________________________________________________
v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_________________________________________
v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. _____________________________________________________________
v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время________________________________________________________
Задание 10. Определите соответствующий каждому определению словарь.
1. Имена собственные объясняются в словаре __________________________
2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_________________________________________________________
3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________________________________________________
4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре_________________________________________________________
5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре ________________________________________
6. Трудности управления объясняются в словаре ________________________________________________________________
7. Значение слова можно узнать в словаре _____________________________
8. Ударение и произношение описываются в словаре_____________________
9. Правильное написание слова можно проверить по словарю _____________
10. Способ образования слова можно узнать в словаре ____________________
Задание 11. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.
Словарная статья | Словарь |
1. Новелла. заимств. в начале XVIII из итал. яз, где novella «повесть» → «повествование новостей →»новость»; суф. производного от nova «новая», того же корня, что новый. | |
2. НовЕлла (итал. Novella), повествоват. жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психол. рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Легкое дыхание» И.А.Бунина) | |
3. НовЕлла (допуст. в); допуст. Л), новЕллы., о новЕлле. | |
4. НовЕлла, -ы, ж. 1.Рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией. 2. Нечто новое, новое добавление к чему-нибудь (книж.) // прилаг. новеллистИческий, -ая, -ое (к 1 знач.) | |
5. Гейзер (исл. geysir от geysa – хлынуть), источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до выс. 20-40 м и более. Г. распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Известны в Исландии, США, Н.Зеландии, России (на Камчатке). | |
6. Экспонат-экспонент. Различаются значением. Экспонат. Предмет, выставленный для обозрения на выставке, в музее и т.д. Экспонат, отобранный для международной выставки. Экспонент. Лицо или организация, выставляющие на выставке | |
7. Привилегия. Исключительное право, льгота. Получить привилегию. Преимущество. Льгота. Прерогатива.(книжн.). Исключительное право. |
Задание 12. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.
|
|