Поле коллектива

По мнению Л.И.Новиковой, основной характеристикой кол­лектива, рассматриваемого как субъект воспитания, является поле коллектива. В практике воспитания о поле можно судить по ценностным ориентациям, общественному мнению, традициям и эмоциональному настрою. Основу отношений в коллективе со­ставляют принятые в нем ценности, т.е. то, что признается наибо­лее важным и значимым. Педагог задает нормы поведения, требо­вания, предъявляемые образовательным учреждением, демонст­рирует образцы, на которые надо ориентироваться. Однако до­биться их принятия детским коллективом — немалый труд. Неред­ко поступки, индивидуальные качества людей по-разному оцени­ваются детьми и педагогами. Это происходит в силу различного жизненного опыта, представлений о хорошем и плохом, особен­ностей характера. Эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько высок статус педагога в детском коллективе. То есть его позиция учителя, воспитателя еще не означает безус­ловности его авторитета. Педагог должен быть включен во взаимо­отношения в детском коллективе, выстраивать профессиональное общение с воспитанниками, прививая гуманистически ориентированные ценности.


Одобрение или осуждение, поддержка или отклонение коллективом каких-либо точек зрения формируют об­щественное мнение, которое является не только характеристикой коллектива, но и используется как один из методов педагогичес­кого взаимодействия. Метод общественного мнения заключается в привлечении воспитанников к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив, ока­зывает решающее влияние на действенность поощрения и наказа­ния. Назначение метода общественного мнения состоит в стиму­лировании всего положительного в жизни коллектива и преодо­лении негативных явлений и тенденций.

Одной из форм внешнего, поведенческого выражения коллек­тивных норм являются традиции, которые закрепляют ценност­ные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: