Роли и статусы в коллективе

Дети по-разному вписываются в коллективные отношения, за­нимая определенный статус, принимая на себя те или иные роли. В социальной психологии роль определяется как нормативно за­данный одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека; статус — это степень его авторитетности, положение в системе коллективных отношений. Очевидно, что ребенок ориентируется в нормах, задаваемых взрослыми («Так поступать хорошо, а так — плохо»), и может соответствовать предъявляемым требованиям. Однако самоутверждение в среде сверстников происходит гораздо труднее. Важно, чтобы педагог сумел наладить благоприятные вза­имоотношения в детском коллективе, обеспечивая тем самым возможность каждому ребенку проявить свои лучшие качества.

В теории и практике формирования детского коллектива сложи­лись различные точки зрения в оценке значения коллектива в воспитании личности. Так, Р. С. Немов предлагает отказаться от догмы однозначно положительного влияния реального кол­лектива на личность (Немов Р. С. Психология образования. — М., 2000. — С. 402). Другие ученые считают развитие личности и кол­лектива взаимообусловленными процессами: «Активность воспи­танников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитатель­ную силу и воздействие коллектива». (Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., ШияновЕ.Н. -- М., 1997. — С. 211). По мнению М.И.Рожкова и Л.В. Байбородовой, воспитательная работа пред­полагает представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллекти­ве и обособлении его в коллективе («быть со всеми» и «оставаться самим собой»)


В самом деле, в педагогическом процессе детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребенка взаимодействию с другими людьми, выстраиванию взаимоотношений. Коллективная жизне­деятельность открывает возможности для реализации личностных потенциалов, приобретения социального опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: