Логический позитивизм, который почти одновременно возник в Англии, Германии, Австрии, Польше

Основную задачу неопозитивизм видит в анализе логической структуры языка, терминов и предложений, которые употребляются в научном языке. Другие разновидности неопозитивизма анализируют обыденный язык. Познавательным источником неопозитивизма является абсолютизация или преувеличение познавательных функций формальной логики. Т.е. они используют формальную логику для анализа предложений. Источником этого учения было учение Рассела (Англия) о логическом анализе. По его мнению, все точное знание должно быть выражено языком, грамматикой которого являлось бы математическая логика. Т.о. математическая логика берется за основу как язык, который может выражать все точные знания. Перенесение принципов математической логики на анализ научного языка является основой этого учения. В дальнейшем происходит отход от логического позитивизма большинства философов.
Происходит трансформация в семантическую философию, а потом в лингвистический анализ. Семантический идеализм (семантическая философия). Здесь сохранены исходные принципы логического позитивизма, но при этом дополняют их требованием объяснения и уточнения употребляемых слов. Представителями являются КАРНАТ (Австрия) и ТАРСКИЙ (Польша). Наряду (?) с теоретической семантикой существует общая семантика, которая в 30-е годы была основана КАЖИВСКИМ (Польша). Отличие между двумя видами философии состоит в том, что чистая семантика исследует смысловую функцию языка, с точки зрения отношения между знаниями с символами, а общая семантика исследует, кто употребляет эти символы или знания.

Третья разновидность неопозитивизма - философия лингвистического анализа. Представители этой ф. избрали для себя более скромную задачу - описание того, что есть, т.е. описание способов употребления слов свойственных обыденному языку. Наиболее яркими представителями являются ВИТГЕРШТЕЙН (Австрия) и МУР (Англия). По мнению этих лингвистических аналитиков Ф должна ориентироваться не на науку, а на обыденные знания, на обычный язык. И более того Ф не имеет права выходить за рамки обычного языка.

3.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПОСТ ПОЗИТИВИЗМА.

Основные идеи постпозитивизма были высказаны во второй половине XX века Т. Куном, П. Фейерабендом, И. Лакатосом, У. ван Куайном и др. Прежде всего к ним относится принцип «наука – сама себе философия». С точки зрения постпозитивизма эмпирические данные науки являются результатом рациональной конвенции. В этом смысле говорят о теоретической «нагруженности опыта» – опыт зависим от научных теорий.

Важнейшее положение постпозитивизмапризнание плюрализма методологий в оценке истории науки. Невозможно понять, как было сделано то или иное открытие, если использовать одну единственную методологию.

Большое внимание уделяет постпозитивизм вопросу о том, как развивается наука, каким образом одни научные теории сменяют другие.

Важнейшая особенность постпозитивизма – антикумулятивизм в понимании развития науки. Многие мыслители понимали процесс развития науки как увеличение и рост научных знаний. Каждый период науки «достраивает» здание, опираясь на общий фундамент и предыдущие этажи – это кумулятивизм (от слова кумуляция – накопление). Антикумулятивистский принцип предполагает понимание развития науки через опровержение, разрушение предшествующих научных положений и принципов.

В рамках постпозитивизма было введено понятие «парадигма»; впоследствии оно вышло далеко за его пределы и стало популярным не только среди тех, кто придерживался постпозитивистских идей. Ввёл это понятие Т. Кун.

Парадигма – это совокупность базисных теоретических представлений, методологических средств, образцов выполнения исследования, которые принимаются членами «научного сообщества». Этап развития науки, когда все члены сообщества признают определённую парадигму, называется нормальной наукой. Со временем накапливаются проблемы, которые невозможно решить, применяя данную парадигму, начинается кризис в науке, заканчивающийся сменой парадигмы – это период научной революции.

В рамках постпозитивизма был поставлен вопрос о том, почему могут существовать теории наряду с аномалиями, то есть с тем, что их опровергает.

В рамках постпозитивизма всё более распространяется принцип, введённый П. Фейерабендом, принцип гносеологического анархизма: пригодно все, что способствует успеху. Это является продолжением признания плюрализма методологий. В науке не может быть одной методологии, одной единственной традиции, более того, наука не обладает монополией на истину. Эвристические идеи могут возникнуть не только вне рамок науки, но и вопреки основным принципам науки
Таким образом, позитивизм прошёл в своем развитии долгий и трудный путь. Крайний рационализм и сциентизм (в классическом позитивизме) на этапе постпозитивизма значительно ослабляют свои позиции.

Благодаря усилиям представителей этого направления философия науки развивается как междисциплинарная область исследования; введённые ими понятия (парадигма, научная революция, принцип фальсификации, демаркация науки и др.) широко распространились не только в философии, но и за её пределами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Позитивизм пытался обеспечить полное и четкое разделение научных и «метафизических» утверждений. Неудача этой затеи могла вести к выводу о необходимости более последовательного проведения линии «антиметафизического» философского анализа, обращенного преимущественно на факты обыденного языка. Ведь именно естественный, обычный язык казался тем средством, которое способно излечить от «метафизических» псевдопроблем скорее и надежнее, чем основательно обремененная «метафизикой» наука.

рамки аналитической философии (т.е. философии, ориентированной на анализ языка), подчеркивая, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Есть идеи, развиваемые в последние годы Т.Куном (к которым тяготеют П.Фейерабенд и некоторые другие философы), носят антипозитивистский характер.

Эта философия не только не обладает сегодня крупными и влиятельными концепциями, но в значительной мере утратила уверенность в себе, охотно допуская возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно «метафизических», направлений. Представление о возможности устранить из науки специфически-философскую мировоззренческую проблематику и превратить философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось мифом.

Эволюция аналитической мысли показала, что невозможно философствовать вне широкого мировоззренческого контекста. К тому же не существует одного-единственного, от века данного способа разрешения философских проблем. Несмотря на то, что нормы и идеалы позитивистского философствования изменялись весьма существенно, незыблемым оставалось требование мыслить ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано и доказательно, с учетом всех тонкостей языковой сферы. Выделенный инвариант многолетних философских исследований объясняет главное содержание аналитической философии, комплекса разнообразных путей философствования с опорой прежде всею на анализ и язык.

Придание философии аналитических черт явилось значительным достижением позитивистской мысли. Отказ от аналитичности философии представляется в наши дни анахронизмом, возвратом к давно преодоленному этапу философского знания.

ТЕРМИНЫ

ПОЗИТИВИЗМ - означает призыв философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания, т.е. конкретных бесспорных фактов

ФИЛОСОФИЯ – наука о наиболее общих закономерностях развития общества, природы и мышления

ИДЕАЛИЗМ – совокупность филос. учений, утверждает: сознание, мышление, психическое, духовное первично по отношению к материальному

МАТЕРИАЛИЗМ – наоборот: материя первична

МЕТАФИЗИКА – методология, отрицает появление нового качества в развитии общества, природы, мышления.

СУБЪЕКТИВИЗМ – позиция, отрицает объективные з-ны природы и общества.

РАЦИОНАЛИЗМ – напр.-е, признаёт разум основой познания и поведения людей

СПИРИТУАЛИЗМ – идеалист.-е теч-е: дух – первооснова всего сущего, особая субстанция

ИНТУИЦИОНИЗМ - учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания

CХОЛАСТИКА – средневековая философия, базируется на догматах церкви

ЭМПИРИЗМ – напр.-е в теории познания, признаёт лишь опыт и данные органов чувств

АГНОСТИЦИЗМ – уч-е: не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания. Мир непознаваем хотя бы частично

МЕХАНИЦИЗМ – принцип, сводит все формы движения материи к механическому

ДИАЛЕКТИКА – филос. наука, метод познания явлений природы путём вскрытия внутренних противоречий, борьба к-ых приводит к скачкообразному переходу из одного состояния в другое

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - описательное обобщение

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – физико-механический закон: перемещения в пространстве и во времени идут в определенном направлении от гомогенного (однородного) состояния к разнородному, к большей степени сложности, четкости и выделенности.

СИЛЛОГИЗМ – логич-е умозаключ-е, в к-ом из двух данных суждений (посыок) получается третье (вывод)

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философия: основывается на принципах материального единства мира, к-ый рассматривается как проявл-е законов диалектики

МОНИЗМ – в противоположность дуализму: существует только одна первопричина мира –дух или материя

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ - философская система «чистого опыта», стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ - главные утверждения в науке носят конвенциальный характер, т. е. ученые соглашаются на значения терминов.

АБСОЛЮТИЗАЦИЯ - преувеличение познавательных функций формальной логики

НЕОПОЗИТИВИЗМ - основную задачу видит в анализе логической структуры языка, терминов и предложений, которые употребляются в научном языке.Разновидности:

1) СЕМАНТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ (СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Здесь сохранены исходные принципы логического позитивизма, но при этом дополняют их требованием объяснения и уточнения употребляемых слов.

2) ФИЛОСОФИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА разновидность неопозитивизма. Представители этой ф. избрали для себя более скромную задачу - описание того, что есть, т.е. описание способов употребления слов свойственных обыденному языку.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ - эмпирические данные науки являются результатом рациональной конвенции. В этом смысле говорят о теоретической «нагруженности опыта» – опыт зависим от научных теорий.Важнейшее положение постпозитивизма – признание плюрализма методологий в оценке истории науки. Невозможно понять, как было сделано то или иное открытие, если использовать одну единственную методологию.

ПАРАДИГМА – это совокупность базисных теоретических представлений, методологических средств, образцов выполнения исследования, которые принимаются членами «научного сообщества

АНТИКУМУЛЯТИВИСТСКИЙ ПРИНЦИП предполагает понимание развития науки через опровержение, разрушение предшествующих научных положений и принципов

АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЯ - философия, ориентированная на анализ языка)

ПРИНЦИП ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО АНАРХИЗМА: пригодно все, что способствует успеху. Это является продолжением признания плюрализма методологий.

Список используемой литературы
1. Буржуазная философия XX века. – М. Политиздат, 2000г.
2. (?) сочинения. М.; Л., 2000. Т. 1.Краткая философская энциклопедия.
3. Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме.
4. Сен-Симон. Избр (?)
5. Хайек Ф. Дорога к рабству/ Пер. с англ. Н. Ставиской. Лондон, Нина Карсов, 2000.
6. Философский энциклопедический словарь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: