Подтекстовый смысл, коммуникативное намерение и мотивация автора

Подтекст - подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. П. — тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста.

Средствами обнажения П. могут быть намекающие реплики, различные качества звучания речи (интонация, пауза и т.д.); подчёркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций

Коммуникативное намерение (коммуникативная ин­тенция) — желание вступить в общение с другим лицом. Так, намере­ние выпить кофе и намерение предложить выпить кофе различают­ся отсутствием или наличием коммуникативной интенции.

В речевом общении обычно достаточно легко различают два вида целей, которые может преследовать говорящий, — ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим, и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой под­текст, подчас трудно разгадываемый.

Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: