А.Р.Лурия. В целом путь от мысли к речи
1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах),
2) проходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями,
3) приводит к формированию глубинно-синтаксической структуры
4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру
В общем.
Итак, мы высказываем некоторое предположение о синтаксическом строении данного высказывания. Здесь включается механизм синтаксического контроля. Мы соотносим наш прогноз с разными имеющимися у нас данными: с программой, контекстом, ситуацией (ситуацией общения) и т.п.". Возможны в принципе два случая: либо противоречия нет: тогда мы движемся дальше слева направо, выбирая очередное слово на основании различных признаков, приписывая ему полную характеристику и снова производя проверку на соответствие программе и другим факторам; либо возникает несоответствие.
И.А.Зимняя выделяет три уровня порождения.
Первый - мотивационно-побуждающий, причем она различает мотив и коммуникативное намерение.
Второй уровень или этап - процесс формирования и формулирования мысли. Он включает смыслообразующую фазу (<грамматика мысли> по Выготскому) и формулирующую фазу.
Третий этап - реализующий