Психолингвистическая теория порождения речи, разработанная в Московской психолингвистической школе

А.Р.Лурия. В целом путь от мысли к речи

1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах),

2) проходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями,

3) приводит к формированию глубинно-синтаксической структуры

4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру

В общем.

Итак, мы высказываем некоторое предположение о синтаксическом строении данного высказывания. Здесь включается механизм синтаксического контроля. Мы соотносим наш прогноз с разными имеющимися у нас данными: с программой, контекстом, ситуацией (ситуацией общения) и т.п.". Возможны в принципе два случая: либо противоречия нет: тогда мы движемся дальше слева направо, выбирая очередное слово на основании различных признаков, приписывая ему полную характеристику и снова производя проверку на соответствие программе и другим факторам; либо возникает несоответствие.

И.А.Зимняя выделяет три уровня порождения.

Первый - мотивационно-побуждающий, причем она различает мотив и коммуникативное намерение.

Второй уровень или этап - процесс формирования и формулирования мысли. Он включает смыслообразующую фазу (<грамматика мысли> по Выготскому) и формулирующую фазу.

Третий этап - реализующий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: