Тема 5. Своеобразие литературы периода централизованного государства (XVI–XVII вв.)

Место XVI в. в историко-литературном процессе. Публицистика как форма политической и литературной полемики. Перенесение Византийской концепции «симфонии» государственной и религиозной власти на русскую почву («Сказание о князьях Владимирских»). Концепция «Москва – третий Рим» и ее литературное оформление в «Послании на звездочетцев» старца Филофея.

Предельное развитие традиционных идей и художественных форм. Монументальные литературные своды: «Великие Четьи-Минеи», «Стоглав», «Домострой». Спор «иосифлян» и «нестяжателей». Литературная деятельность Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Публицистика Максима Грека.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Авторская стилистика посланий Ивана Грозного: разрушение жанра.

Нетрадиционное в поздней агиографии: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Агиографическая и фольклорная традиции. Тема ума как провидческого дара и нравственной интуиции. Особенности изображения чудес. Функции диалогов. Мотивы русской сказки и старофранцузского эпоса. Развитие приемов идеализации.

Тема 6. Литература «переходного» XVII века

Процессы трансформации литературы. Демократизация писательского состава. Развитие сатирического направления. Проблема авторского самосознания. Новые тенденции в агиографии: жития святых «праведного» типа, подвиг в миру («Житие Иулиании Лазаревской» и др.). Фольклоризация литературы и деловая письменность. Историческая беллетристика («Повесть о Тверском Отроче монастыре»). Художественные особенности бытовой повести («Повесть о Савве Грудцыне» и др.).

Старообрядческая литература как явление духовной оппозиции. Автобиографический характер «Жития протопопа Аввакума» и его значение в литературном процессе. Совмещение исповедального и проповеднического начал. Особенности стилистики.

Эстетика барокко в древнерусской литературе переходного периода. Возникновение стихотворства. Литературно-просветительская деятельность Симеона Полоцкого. «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»: тематика, проблематика, композиция, образная система, выразительные средства. Особенности силлабического стиха. Возникновение придворного театра. Отсутствие традиции и проблема репертуара. Художественные особенности драматургии Симеона Полоцкого и ее влияние на развитие театра.

История древнерусской литературы как последовательная эволюция жанровых форм и стилей. Синкретизм религиозной культуры. Влияние традиций древнерусской словесности на формирование национальной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: