Модуль 1

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(папка для студентов)

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Культурология как наука.

Объект и предмет культурологии, ее задачи. Современные взгляды на культурологию, на ее статус и место в системе социогуманитарного знания. Наука или интегративное знание? Культурология как наука. Объект и предмет культурологии. Задачи культурологии. Вопрос о функциях культурологии. Определение культурологии. Культурология как интегративное научное знание. Точки зрения на состав культурологии как интегративного знания. Западный опыт исследования культуры. «Науки о культуре». Дискуссия в отечественной науке. Предметная область культурологии как интегративного научного знания в системе социогуманитарного знания. Культурология как самостоятельная научная дисциплина. Социальное значение культурологии. Культурология как средство развития духовных ценностей личности и становления профессиональной компетентности.

Культурология и другие науки. Культурология и естественные науки. Культурология и социально-гуманитарные науки. Типы взаимосвязей между науками. Место культурологии в системе естественных и социально-гуманитарных наук. Межпредметные связи культурологии в системе высшего образования. Культурология и история. Культурология и философия. Культурология и социология. Культурология и лингвистика. Культурология и филология. Культурология и искусствоведение.

Состав культурологического знания. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры. Философия культуры, ее место и значение в системе интегративного знания культурологии. Культура как предмет философии. Культурология и история культуры. Культура как предмет исторической науки. Социология культуры. Предмет социологии культуры. Культурная антропология, ее предмет. Морфология культуры. Культурная семантика. Язык культуры как отдельная область исследования. Проблема статуса и институционализации культурологии как научной дисциплины. Теоретическая и прикладная культурология.

История становления культурологии. История становления культурологии: философия – философия культуры – культурология. Постановка вопроса о культуре и ее специфике в философии Просвещения и немецкой классической философии. Становление европейской индустриальной цивилизации и Великие географические открытия как исторические предпосылки возникновения науки о культуре. Социальные предпосылки: капитализм, мультикультурализм, толерантность. Теоретические предпосылки: рост научного знания, дифференциация наук, секуляризация наук, гуманизация наук. Выделение этнографического (эмпирического), эволюционистского и исторического этапов развития культурологии в XIX в. Кризис европейской цивилизации в начале XX в и эволюция представлений о культуре. Классический, неклассический, постнеклассический периоды в развитии культурологического знания. Развитие культурологии в неклассическую эпоху. Расцвет культурной антропологии и культурной семантики. Понятие «культурология». Первые попытки институционализации науки. Проблемы. Л.Э. Уайт, Дж. Стюард. Неоэволюционизм. Культурная антропология. Ф. Боас, А.Л. Кребер, М. Мид. Критика эволюционизма. Культурный релятивизм. Социальная антропология. Б.К. Малиновский, А.Л. Радклифф-Браун. Структурно-функциональный подход. Философский структурализм и культурная семантика. К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ю.М. Лотман, Э. Кассирер. Семиотический подход. Постнеклассический период. Современная социокультурная и геополитическая ситуация как условие развития культурологии. Социология культуры, морфология культуры. Социологический подход. Т. Парсонс и «веберовский Ренессанс». Современное состояние и современные задачи культурологии. Культурология в современной России, проблемы развития и институционализации.

Методы культурологических исследований*. История и историческая конъюнктура метода культурологии. Зависимость методологии от философских представлений о культуре. Общенаучные методы культурологии. Полевые исследования. Типологизация. Структурно-функциональный анализ. Дисциплинарные методы культурологии: социологический, исторический, философский, лингвистический. Культурная антропология и ее метод. Проблема собственно культурологических методов. Нарратив, дескрипция, герменевтика.

Тема 2. Философия культуры.

Идеи философии культуры античности, средневековья и нового времени*. Демокрит, софисты, киники, стоики, Цицерон. Идеи философии культуры в эпоху средневековья. Идеи философии культуры нового времени: философия культуры Возрождения и Просвещения. Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдт; немецкая классическая философия о культуре. И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. Гегель.

Философия культуры второй половины XIX – начала XX в.: истоки формирования основных философских концепций современности. Материализм и идеализм. Марксизм о культуре. Рационализм и иррационализм.«Спор о методе» познания культуры в философском дискурсе. Неокантианство. Феноменология культуры. Э. Гуссерль. Философия жизни о культуре. Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель. Философия культуры Ф. Ницше. Сущность иррационализма в философском понимании культуры. Иррационалистическая философия культуры в понятиях экзистенциализма. К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер. Значение иррационалистической философии. Достоинства и недостатки иррациональной философии культуры.

Социологическая концепция. Томас Элиот, Питирим Сорокин, Макс Вебер, Альфред Вебер, Толкотт Парсонс, Вильфредо Парето. Теория культурных суперсистем П. Сорокина. Социологическая концепция, ее место в философии культуры. Сущность социологического подхода. Синтез социологического и аксиологического подходов. Общества и культуры как системы ценностей. М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин. П. Сорокин и его теория культурных суперсистем. Типы культурных суперсистем П. Сорокина. Идеациональная, идеалистическая и чувственная (сенситивная) системы культуры, их анализ. Прогнозы П. Сорокина. Критика теории.

Структурно-символическая концепция: Клод Леви-Стросс, Ролан Барт, Ю.М. Лотман, Эрнст Кассирер. Семиотический подход Э. Кассирера. История и значение структурно-символического подхода в культурологии. Философия структурализма, ее влияние на становление структурно-символического подхода. Сущность структурно-символического подхода. Культура как текст. «Философия символических форм» Э. Кассирера. Основные положения. Критика концепции.

Общественно-историческая школа культурологии. Суть, значение и история общественно-исторической проблематики философии культуры. Полилинейная и монолинейная концепции мировой истории. Культурный полицентризм и культурный моноцентризм. Исторические условия и идейные истоки формирования концепций.

а) культурный полицентризм: Н.Я. Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби. Н.Я. Данилевский, его книга «Россия и Европа». Теория культурно-исторических типов. Критика теории. Философия и история Данилевского. Историческая ситуация середины XIX в. в России и мире, политическая тенденциозность автора. Методология: органицизм как вариант редукционизма, его сущность. Моральные основания идей Данилевского. Типология народов: «позитивные творцы истории», «негативные творцы истории» и «этнографический материал». Исторические прогнозы. Современные тенденции развития российского общества в свете идей Данилевского. О. Шпенглер и его книга «Закат Европы». «Цивилизационная», или «циклическая» концепция. Основные положения. Историческая ситуация начала XX в. в Европе и мире. История, философия и методология автора. Органицизм и философия жизни. Цивилизация как стадия «угасания» культуры. Критика теории. А. Тойнби, «Постижение истории». Основные положения. Противоречивость работы. Историческая ситуация середины XX в. в Европе и мире. Объяснение циклов истории цивилизаций. «Активное меньшинство и пассивное большинство». Теория «вызова – ответа», ее значение в современной социально-гуманитарной науке.

б) культурный моноцентризм: марксизм и теория осевого времени К. Ясперса. Материалистическая и идеалистическая монолинейная интерпретация истории мировой культуры.Основные положения социальной философии марксизма. Исторический материализм и теория классовой борьбы. Тезис о едином и закономерном историческом процессе. Учение о формациях. Культура в широком смысле: как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культура как надстроечный элемент. Экономический детерминизм. Критика марксизма, достоинства и недостатки материалистического подхода к культуре. К. Ясперс, «Смысл и назначение истории». Философия и методология К. Ясперса. «Срезы культуры». «Прометеевская эпоха», «великие культуры древности», «осевое время» и его сущность, «технический век». Критика теории.

Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Структура сознания по Фрейду и место в ней культуры. ОНО, Я и СВЕРХ-Я. Сущность и роль культуры. Значение открытия З. Фрейда в контексте проблем философии культуры. Попытка пересмотра теории З. Фрейда К. Юнгом. Учение о коллективном бессознательном. Понятие архетипа. Проблема менталитета. Недостатки теории. Сущность коллективного-бессознательного.

«Игровая» теория культуры. Йохан Хейзинга. Игра в мировой философии культуры. Платон, И. Кант, Ф. Шиллер. Й. Хейзинга и его работа «Человек играющий». Основные положения. Культура как игра. Сущность игры по Хейзинге. Игра как состязание. Игра как имитация. Отличительные черты игры от других видов человеческой деятельности. Критика теории. Свобода и необходимость в обществе и культуре. Игра в жизни общества.

Постмодернизм и постструктурализм в философии культуры*. Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр. Пересмотр структурализма. Преемственность. Истоки и основные идеи философии постмодернизма. «Отсутствующая структура». Культура постмодерна и философия культуры постмодернизма. Значение философии культуры постмодернизма. Критические функции философии и культуры постмодерна.

Русская, советская и российская философия о мировой и русской культуре. Исторические условия развития русской культурологии и философии культуры. Особенности русской философии культуры. Русская философия культуры XIX в. Славянофильство – почвенничество – евразийство.Предмет философствования. Специфика познавательного интереса к культуре. Абсолютизации проблемы истории и геополитики. Идея «особого пути России» как доминирующая в русской философии культуры. Русская философия культуры XX в. Евразийство. Сущность и основные идеи. «Исход к Востоку». Продолжение традиций русской философии культуры. Современное евразийство. Прогнозы и перспективы. Философы русского зарубежья о культуре. Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский. Н.А. Бердяев о культуре. Религиозные основания культуры. Культура и цивилизация по Н. Бердяеву. Проблемы анализа и оценки русской философии культуры. Критика. Философия культуры в советский период. Деятельностный подход. Диалогическая концепция культуры. М.М. Бахтин. Отечественные философы о проблемах культуры и культурологи. В.М. Межуев, М.С. Каган, А.Я. Флиер и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: