Модуль 3

Тема 5. Типология культуры.

Понятие типологии, проблема типологии культуры. Типологизация как упорядочивание представлений исследователя об изучаемом объекте. Систематизация. Типологизация как метод научного исследования. Классификация. Главная проблема типологизации сложных объектов. Выбор критерия, или основы типологизации объекта. Проблема теоретического обоснования критерия типологизации. Необходимость единства избранного основания.

Примеры собственно культурологических типологий: Типология культуры Маргарет Мид: постфигуративные, конфигуративные, префигуративные культуры. Представления о высоко- и низкоконтекстуальных культурах Э. Холла. «Холодные» и «горячие» культуры К. Леви-Стросса. «Маскулинные» и «феминные» культуры Г. Хофстеде. Теория моноактивных, полиактивных и реактивных культур Р. Льюиса. Типология корпоративных культур Теренса Дила и Алана Кеннеди. Типология кросс-культурных различий Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера.

Историческая типологизация. Подходы к исторической типологии. Формационная типология: культура первобытнообщинного строя (формации), культура рабовладельческого строя, культура феодализма, культура капитализма, культура социализма. Марксизм как теоретическое обоснование формационной типологии культуры. Цивилизационная типология: культура аграрного (традиционного) общества, культура индустриального общества, культура постиндустриального (информационного) общества. Теория индустриализма как обоснование цивилизационной типологии. Общеисторическая типология: первобытная культура, древняя культура, средневековая культура, культура нового и новейшего времени. Идейные истоки и исторические условия формирования данной типологии. Ее недостатки. Археологическая типология: культура камня (палеолит, мезолит, неолит), культура меди (энеолит), культура бронзы, культура железа. Основания и сущность археологической типологии. Хозяйственно-историческая типология: культура присваивающего хозяйства и культура производящего хозяйства. Типы культуры присваивающего хозяйства, их описание. Культура примитивных охотников и собирателей и культура высших охотников и рыболовов. Типы культуры производящего хозяйства, их описание. Раннеземледельческие культуры, культура кочевого скотоводства (кочевое, полукочевое, пастушеское), развитая земледельческая культура, ранняя городская культура торговцев и ремесленников, развитая промышленная культура. Конкретно-историческая типология: примеры, недостатки и необходимость применения. Культура как исторически уникальное и индивидуальное явление.

Социологическая типологизация. Теоретические основания. Общество в статике и необходимость выделения социокультурных групп. Культуры, выделяемые по сословному признаку. Культуры, выделяемые по классовому признаку. Культуры, выделяемые по профессиональному признаку. Культуры, выделяемые по месту, занимаемому в иерархии. Народная культура. Массовая и элитарная культура. Культуры, выделяемые по отношению к власти и существующему общественному порядку: легитимная, маргинальная и криминальная. Отличия, характеристика. Неоднозначность понятия маргинальности и маргинальной культуры. Ситуация в современной российской культуре. Культуры, выделяемые по культурной значимости в обществе: доминирующая (основная) культура, субкультура, контркультура. Культура общественной сферы: политическая культура, хозяйственная (экономическая) культура, правовая. Культуры, выделяемые по политическому признаку: культура тоталитаризма и демократии, культура либерализма и консерватизма. Культуры, выделяемые по направлению общественно политической мысли, примеры.

Естественно-географическая, национальная, транслокальная, конфессиональная, художественно-стилевая типология*. Естественно-географическая типология, ее историческая ограниченность и соотнесение с хозяйственно-исторической типологией. Описание культур: степная, лесная, речная, морская. Национальная типология. Кровнородственная, этническая и национальная культуры. Примеры конкретных национальных культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Транслокальная типология. Культуры как группы народов и государств. Общее и особенное в метакультурных образованиях как основание транслокальной типологии. Латиноамериканская культура, постсоветское культурное пространство, культура стран Юго-Восточной Азии, арабская культура. Культура Запада и культура Востока как примеры максимальных метакультурных образований. Специфические и серединные культуры. Конфессиональная типология. Религия как один из важнейших культурообразующих факторов. Примеры и характеристика: языческая культура, культура индуизма и буддизма, христианская культура с тремя основными ветвями (православная, католическая, протестантская), исламская культура. Художественно-стилевая типология. Искусство как культурообразующий фактор.

Тема 6. Динамика культуры.

Понятие и виды культурной динамики. Культурная динамика как изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Понятие культурных процессов. Культурные процессы как типические, универсальные по масштабам распространения в различных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры. Понятие культурных событий. Соотношение понятий «культурные события» и «культурные процессы». Культурные события как конкретно исторические, частные случаи осуществления культурных процессов. Социальная микродинамика и историческая макродинамика. Внешняя и внутренняя социокультурная динамика. Примеры. Виды культурной динамики: культурогенез, трансформация культурных форм, системная трансформация культуры, реинтерпретация культурных форм, культурная диффузия, аккультурация.

Развитие культуры и проблема социокультурного прогресса. Модернизация культуры. Развитие как происходящее во времени качественное направленное и необратимое изменение системы. Точки зрения на проблему развития культуры. Диалектическое понимание развития культуры. Статичность и изменчивость культуры. Проблема сохраняющихся и изменяющихся элементов культурной системы. Примеры. Проблема социокультурного прогресса, ее основной вопрос. Существует ли прогресс, если да, то каковы его критерии? Две точки зрения на проблему. Эволюционизм и антиэволюционизм. Монолинейная и полилинейная концепции мировой истории. Моноцентризм и полицентризм в философии культуры. Анализ. Эволюционизм, его сторонники: Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л.Г. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.Э. Уайт, Т. Парсонс, Д. Стюард. Главное положение. Возможные критерии прогресса. Анализ. Синтез. Понятие прогресса. Антиэволюционизм. Сторонники теорий цивилизаций, отрицающих общую историю и эволюцию культуры: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Боас, А. Кребер, Р. Бенедикт. Главное положение. Аргументы. Отсутствие оснований для рассмотрения культур и цивилизаций как различных с точки зрения уровня их развития, с точки зрения прогресса. Отсутствие критерия прогресса. Анализ. Критика. Положение о неклассическом понимании прогресса. Относительность прогресса, его возможность, но не предопределенность. Аргументы. Культурная модернизация. Концепция модернизации, история и основные положения. Модернизация как историческая трансформация аграрного общества в индустриальное. Подходы, критерии, черты. Проблема модернизации России и стран Востока. Феномен догоняющей модернизации. Тезис об органической и неорганической модернизации.

Деструкция культуры и социокультурный регресс. Понятие деструкции культуры. Деструкция культуры как процесс нарушения функциональной целостности и сбалансированности культурной системы. Признаки деструкции: нарастающая маргинализация населения; затяжная фрустрация; деградация социокультурных ценностей, моральных норм, нравственности; падение эффективности процедур социализации и инкультурации личности; падение авторитета легитимных и социально приемлемых средств достижения целей при одновременном росте популярности криминальных. Примеры, анализ ситуации в современном российском обществе. Причины деструкции. Примеры деструкции, порожденной необходимой ломкой системы в целях дальнейшего развития общества. Возможные негативные последствия вплоть до распада и гибели общества. Социокультурный регресс как процесс, обратный прогрессивному развитию: снижение уровня системной структурированности, сложности и функциональности культурного комплекса; понижение уровня развития культуры. Примеры, анализ причин.

Культура как фактор национальной безопасности*. Функциональный анализ культуры и ее значение для безопасности общества. Интегративная функция культуры как залог сохранения социума в условиях социально-экономической и политической нестабильности. Культура и ее роль при защите от внешней агрессии. Регулятивная функция культуры в условиях кризиса политико-правовой системы общества. Национальная культура как носитель высших духовных ценностей, норм морали. Культура как важнейший фактор гармонизации и гуманизации межчеловеческих отношений в периоды социальной реконструкции. Гуманистическая функция культуры. Культура как специфически человеческий способ деятельности, ее роль в сохранении отношений на уровне человеческих. Ситуация в современной России, исторические причины культурного коллапса.

Культурная политика и социальные институты культуры. Задачи культурной политики современной России. Культурная политика как направление политики государства, связанное с планированием, прогнозированием, реализацией и обеспечением культурной жизни общества. Активная и пассивная формы культурной политики.Примеры. Явление насилия над культурой. Примеры. Проблема контроля государства над культурой и средствами массовой информации в мире и в современной России. Социальные институты культуры. Социальный институт культуры как некая конкретная организация, выполняющая функции создания, хранения, трансляции и обслуживания культурно значимой продукции. Социальные институты культуры и культурные институты. Культурный институт как стихийно сложившийся порядок осуществления какой-либо культурной функции. Многофункциональность социальных институтов культуры, их классификация. Институты сбора и хранения культурной информации, институты организационного профиля, институты обслуживания, институты производства культурных ценностей, институты досуга, институты трансляции. Задачи культурной политики современной России. Профессиональная (педагогическая, правовая, экономическая, политическая) деятельность в поликультурной и полиэтнической среде. Этноцентризм и культурный релятивизим. Культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак. Проблема формирования толерантного отношения к культурным традициям народов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: