(II вариант – для испытуемых старше 10 лет).
Набор карточек: полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, ручки (2 шт.), поднос, магазин «Продукты», заводские трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, школьная доска, рубашка.
Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.
Порядок проведения обследования.
Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Тебе нужно запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, каждый раз, когда я буду называть слово, нужно выбирать такую карточку, которая потом поможет тебе вспомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить... (смотря по тому, какой вариант предлагают; это может быть, например, слово «дождь»). Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». После того как ребенок выберет карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит про дождь?» Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать и после предъявления третьего и четвертого слова. Все отобранные карточки откладывают в сторону. Затем спустя 40 мин или час, т. е. перед концом исследования (после того как проведены какие-то другие эксперименты), ребенку в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят вспомнить слово, для запоминания которого эта карточка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, чем эта карточка напомнила соответствующее слово.
|
|
Количество правильно воспроизведенных слов является показателем развития активного установления логических связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов. Этот тип запоминания Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев назвали опосредствованным запоминанием.
Этот тип вербальной памяти определяется в психологии как переходный от запоминания на основе последовательного образа или простейших ассоциаций, т. е. механической памяти, к запоминанию на основе образования понятия о воспринимаемом материале, т. е. логической памяти.
Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева (1974, 1998) степень развития опосредствованного запоминания показательна для проявления всех высших форм памяти, особенно в старшем школьном возрасте. Если младшие школьники запоминают материал главным образом на основе непосредственного запечатления, то старшие школьники (12 лет и старше) начинает запоминать материал главным образом на основе осмысленных операций. Указанные качественные сдвиги в памяти школьников проявляются в том, что они уже могут самостоятельно поставить себе цель запомнить какой-либо материал и сообразно этой задаче организовать все свое поведение. Конкретно это проявляется в том, что учащиеся в процессе запоминания пытаются установить связи между смысловыми частями материала, применяют различные приемы для его запоминания и воспроизведения.
|
|
Форма протокола
Сло-ва | Выбираемая карточка | Объяснение выбора картинки для запоминания | Воспроизведение | Объяснение связи отобранной картинки с запоминаемым словом |
Для обследования лиц школьного возраста (младшего школьника и старшего–подростка) необходимо использовать различные серии слов и картинок: для младших школьников – с более конкретным содержанием слов и картинок, для старших – с более отвлеченным смыслом слов и соответствующими им картинками.
I серия (для младшего школьников). Могут быть предложены следующие 15 слов:
Обед Свет Птица Молоко
Сад Одежда Учение Лошадь
Дорога Ночь Стул Мышь
Поле Ошибка Лес
Используемые картинки:
Кровать ДеревоКнига Чашка Велосипед Телега |
Хлеб Яблоко Сани Лампа Рубашка Грабли |
Ножик Диван
Здание школы Шкаф
Корова
Земляника Часы
Карандаш Кошка
Автомобиль Домик
Самолет Окно
II серия (для учащихся старшего возраста). Предлагаемые слова:
Дождь | Драка | Встреча | Отряд |
Собрание | Ответ | Горе | Игра |
Пожар | Театр | Праздник | Труд |
Утро | Сила | Сосед | |
Картинки | могут быть | такие: | |
Умывальник | Лошадь | Стул | Топор |
Перья | Телефон | Тетрадь | Электриче- |
Лейка | Письмо | Ключ | ская лампа |
Крыша с | Домик | Лопата | Дерево |
дымом | Трамвай | Стол | Шапка |
Стакан | Цветок | Самолет | Грабли |
Карандаш | Картина в | ||
Зеркало | раме |
Картинки можно взять даже из детских лото; они должны быть одинаковыми по размеру и обязательно цветными.
Запись хода и данных обследования может быть следующей.
№ п/п | Слова-раздражи- тели | Выбранная картинка | Показания о выборе картин | Показания при воспроизведении слов |
Обед Поле | Хлеб Грабли | За обедом едят хлеб В поле работают граблями | Отмечается ошибочное или правильное воспроизведение |
При анализе результатов учитывается, что не может быть правильного или неправильного выбора. Анализируется прежде всего характер связи, которую испытуемый установил между словом и изображением на карточке.
С 6-7-летнего возраста опосредствованное запоминание преобладает над непосредственным заучиванием вербального материала. С возрастом этот разрыв увеличивается еще больше в пользу опосредствованного запоминания. К 14-15 годам подростки, не имеющие отклонений в развитии, могут воспроизводить все 100% предъявляемого вербального материала (И. Ю. Левченко, 2004; В.И. Лубовский, 2006 и др.).
Дети со сниженной работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредствованном запоминании, так как смысловая связь дает им дополнительные опорные «смысловые вехи» для запоминания. Дети с нарушением целенаправленного мышления часто не могут вспомнить ни одного слова, при воспроизведении называют картинки, а не слова, которые нужно было запомнить, так как еще во время образования ассоциативно-смысловой связи они теряют основную цель работы – необходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведением слова.