Глава 9. Автоматический анализ текста

Проблема автоматического анализа текста не входит в число сугубо психолингвистических, однако она не может быть успешно решена без учёта данных психолингвистики. Не рассматривая эту проблему в целом, отметим следующее.

В конце XX в. количество электронных текстов и документов, су­ществующих только в компьютерном варианте, возросло многократно и по­требовало развития технологий, связанных с обработкой данных. Обра­ботка документов, созданных на естественном языке (NLP – «natural language processing») – это новые технологии, которые помогают человеку использовать электронные тексты и легко находить и обрабатывать документы*.

К примеру, такая процедура, как резюмирование текста позволяет уменьшать его объём и сделать возможным его показ даже на миниатюрном дисплее мо­бильного телефона. Искусственное упрощение и «обобщение» текста может помочь детям, пожилым людям, иностранцам легче понять его содержание. Для того чтобы осуществить «компрессию» (сжатие) текста, необходимо применять такие процеду­ры перефразирования, которые учитывали бы длину и стиль текста, его «читабельность», не нарушая при этом его смысла. Автоматиче­ский перифраз – это своего рода машинный перевод информации в рамках одного и того же языка. К тому же способность к перефразированию тесно связана со способностью понимать речь. Психолингвисты полагают (Леонтьев А.А.,2003; Фрумкина, 2001 и др.), что если может быть создана автоматизированная система, способная из­лагать текст иными словами, то она (пусть и на уровне формальной интерпретации) уже способна «понимать» текст, что, в свою очередь, очень важно для реше­ния проблемы искусственного интеллекта. Одним из самых известных примеров подобной автоматической системы является компьютерная программа «Элиза», общение с которой моделирует общение с психотерапевтом. Одна из модификаций этой программы, PC «Friend ECC Eliza» (21, 246), может представляться окружающим (Я компьютерный психолог), называя свое имя, начинает процедуру беседы (Расскажите, пожалуйста, о своих проблемах);можетповторять вопросы, требуя необходимых уточнений (Мне нужно больше информа­ции об этом. Не могли бы Вы сказать ещё что-нибудь по этому поводу? Что Вы имеете в виду, когда говорите...?); просит сменить тему, если она ей незнакома (Давайте сменим тему беседы.); зада­ёт ироничные вопросы (Вы говорите «нет» только для того, чтобы проявить свой негативизм?). Таким образом она копирует речевое поведение психолога. Многие психолингвистические разработки по данной тематике связаны с проблемой распознавания речи и перевода её, например, из устной в графическую, в т.ч. письменную форму. Приме­нение подобных прикладных разработок психолингвистики имеет большие перспективы для создания интерактивных систем взаимодействия человека и машины (для создания электронных секретарей, компьютерных переводчиков, компьютерных лингвистов-диагностов и т.д.).*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: