К нормативных компонентов относим прежде всего сочетание прав и обязанностей, внутреннюю саморегуляцию служебных действий, единство природных, юридических, моральных и эстетических норм, которые отражают внешний сторону правовой деятельности. Эта группа компонентов юридического этикета способствует развитию в юридическом коллективе доброжелательности, вежливости, открытости, исполнительной дисциплины, справедливости, формирования правомерного поведения, законности, субординации в служебной деятельности.
Атрибутивные компоненты охватывают систему юридических ритуалов, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Сюда можно отнести принятие присяги, ритуал судебного заседания и т.д.
Существуют некоторые относительно условные компоненты служебного юридического этикета. Например, курение (в том числе в служебном кабинете), эстетическое оформление служебного помещения (дизайн), опрятный содержание рабочего места, четкое оформление служебных документов, правильный стиль деловой речи, красивый внешний вид, манеры, жесты, умение слушать, культура критики и т.д.
Служебный этикет юриста основывается на определенных принципах. Они отражают наиболее существенные черты служебного этикета.
Прежде всего, это общечеловеческие принципы – единство прав и обязанностей, защита субъективных прав юриста, презумпция невиновности юриста, а также специальные – «разрешено то, что разрешено законом», обоснованность юридических действий, целесообразность применения правовых норм, соблюдение служебной тайны, соблюдение установленной субординации, установления истины и т.п. Принципы юридического этикета постоянно дополняются новыми, более значимыми. В процессе совершенствования структуры правоохранительных органов, утверждение идей российской государственности, формирования цивилизованного правопорядка служебный этикет будет наполняться новым содержанием.
Итак, служебный этикет юриста необходим:
- для обеспечения надлежащего государственного режима как способа осуществления государственной власти. Ведь юрист как работник государственной службы является звеном связи между государственными органами и гражданами. Его профессиональные действия, взвешенные решения побуждают членов общества придерживаться установленного правопорядка;
- для успешного решения общих задач, которые стоят перед юридическими службами;
- для эффективного выполнения обязанностей, добросовестного отношения к государственной службе творческой работы.
Негативно сказывается на служебном этикете профессиональная деформация представителей юридических профессий.
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как, в основном, являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Юридический этикет выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:
Чувство такта – чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.
Чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.
Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.
Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта – неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста, среди которых:
-повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т. д.);
-специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);
-экстремальные формы общения (в условиях конфликтной ситуации, во время обыска, задержания и т. п.);
-невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т. п.).
Раскрывают и дополняют чувство такта:
- корректность – сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т. п.;
- вежливость – внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение;
- любезность – готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается;
- точность – своевременность выполнения обещанного или порученного дела;
- высокая самоорганизованность – планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.
Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.