Рекомендации по оказанию психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста

Основной задачей психолога-консультанта в работе с воспитателями дошкольных учреждений является психологическое просвещение. Точнее, информирование воспитателей о возрастных особенностях развития детей, направлениях и способах развивающих мероприятий и психологической помощи. В рамках психологической помощи детям дошкольного возраста и младшим школьникам целесообразно использовать те стратегии, которые сформированы на основе методик, требующих активного участия. Игровая терапия, библиотерапия и использование игр — вот три стратегически важных способа вмешательства, которые помогают консультантам установить связь с маленькими детьми и облегчить для них процесс понимания себя.

Игровая терапия — это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Наряду с арт-терапией, игровая терапия менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий между консультантом и клиентами, чем любые другие формы вмешательства. Поэтому эта форма психологической помощи все чаще стала включаться в программы подготовки консультантов. Обычно в игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Выражая естественным образом свои чувства, дети способны скорее их распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми (volatile) аффектами (Thompson & Rudolph. 1996). В игровой терапии может применяться несколько подходов, но наиболее популярными являются подход Юнга и личностно-центрированный подход.

В идеале игровые сессии с детьми проводятся в специальных хорошо оборудованных игровых комнатах. Материалы для игры обычно относятся к одной из трех широких категорий: игрушки из реальной жизни, игрушки для внешнего выражения (или агрессивные игрушки) и игрушки для творческого выражения (или разрядки). В число используемых предметов часто включаются куклы-марионетки, маски, материалы для рисования и глина. В некоторых ситуациях консультанты могут привлечь к работе родителей, чтобы продолжить сессии игровой терапии дома.

Библиотерапия также может использоваться в психологической работе с маленькими детьми и учениками начальных классов.

Методика библиотерапии, как указывал В.Н. Мясищев (1960), пред-ставляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции. Это - специальное коррекционное воздействие на индивида с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Этот вид воздействия представляет собой использование книг (или другой печатной продукции) как средства помощи детям в понимании собственных проблем и в поиске соответствующих решений. Эти средства могут быть особенно полезны, если воспитатель вместе с детьми подводит итоги прочитанному, открыто обсуждает чувства героев, исследует последствия действий героев. Воспитатели, работающие с детьми, пострадавшими от жестокого обращения, также могут выбрать библиотерапевтический подход, поскольку это средство способствует созданию ощущения безопасности.

Значительное количество игр специально разработано для использования в работе с типичными детскими и школьными проблемами, связанными с уверенностью (неуверенностью) детей в себе, страхами раздражимостью, самоконтролем, тревожностью и депрессией (Захаров А. И., 2004). Кроме того, воспитатели могут сами придумывать аналогичные игры и ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: