Тема 4.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Приложение
Методика оценки экзамена
Приложение 3
Приложение 2
Приложение 1
План краткой экономико-географической характеристики (ЭГХ) страны (для написания контрольных работ, ответов на экзамене):
1.Общие положения (географическое положение, общие статистические сведения о стране, значение страны в мировом туризме).
2. Политико-административное устройство.
3.Природа (климат, рельеф, внутренние воды, характеристика морского побережья, флора и фауна, главные природные аттракции).
4.Историко-географические периоды развития территории (страны).
5.Характеристика населения (демография, этнический и религиозный состав, культурные традиции).
6.Хозяйство (общий уровень развития, тип экономики, краткая характеристика отраслей хозяйства, роль туризма в экономике, состояние туристского комплекса).
|
|
7.Туристские районы и центры (города), важнейшие туристские аттракции, виды туризма наиболее развитые в стране.
8.Выводы о состоянии туристского комплекса в стране и его перспективах.
Порядок проведения зачёта (экзамена)
1.Зачёт (экзамен) проводится в устной форме, по билетам, содержащим для зачёта – один вопрос, для экзамена - два.
2.Студенту предоставляется не менее 15 минут для подготовки ответа на зачёте и 30 минут для ответа на экзамене.
3.Во время подготовки студент имеет право пользоваться только географической картой (атласом).
4.В аудитории одновременно могут находиться не более 5 студентов.
5.Для ответа на зачёте студенту предоставляется не более 10 минут, на экзамене – не более 15.
6.Преподаватель полностью выслушивает ответ студента, оценивает его логичность и полноту, а затем при необходимости задаёт дополнительные вопросы.
7.Преподаватель может прерывать ответ студента, только если истёк лимит его времени, если ответ студента не соответствует вопросу в билете или если преподаватель считает, что студент полностью раскрыл содержание билета.
«5» - ответ логичный, полный, с конкретными примерами, студент свободно владеет материалом дисциплины и при ответе использует дополнительный материал;
«4» - ответ логичный, полный, однако студент допускает небольшие неточности при приведении конкретных примеров, неуверенно ориентируется по географической карте;
«3» - ответ не полный и без чёткой структуры изложения материала, студент ошибается при формулировании важнейших понятий дисциплины, допускает ошибки в примерах, плохо знает географическую карту;
|
|
«2» - ответ не раскрывает суть вопросов в билете, студент не владеет понятийно-терминалогической базой дисциплины, не ориентируется по географической карте.
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ИМЕНИ Ю.А.Секнкевича»
КАФЕДРА «ТУРИЗМ»
"ГЕОГРАФИЯ"
" ____тема ____ "
Выполнил(а) студент(ка)
____курса ______группы
факультета заочного обучения
____________________ Ф.И.О.
Проверил преподаватель
____________________ Ф.И.О.
Москва 201_
Поведение конкретного работника определяется не только набором его личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и спецификой социальной среды, в которой реализуется трудовая деятельность. Такой социальной средой является организация. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Каждый работник организации, которая принимает участие в достижении ее стратегических целей, есть в то же время членом определенной рабочей группы (коллектива).
Совместная деятельность людей в организации регулируется на трех уровнях взаимодействия:
- социальное взаимодействие – опирается на формализованные отношения, обусловленные правовыми, экономическими и социальными нормами;
- социально-психологическое взаимодействие – это отношения между людьми в процессе совместной деятельности;
- психологическое взаимодействие – это уровень межличностного общения, которое опирается преимущественно на эмоционально-чувственную сферу.
Наиболее полно социально-психологическое и психологическое взаимодействие между работниками проявляется в рабочих маленьких группах (коллективах). Рабочая группа – это общность людей, объединенных единством цели и интересов, общей деятельностью, взаимной ответственностью, отношениями общительности и взаимопомощи. Отношения в группе касаются профессиональной, ценностно-мировоззренческой сфер и межличностных взаимоотношений.
Профессиональная сфера охватывает отношения в процессе выполнения производственных задач. Это субординационные отношения между руководителем и подчиненными и отношения, связанные с координацией деятельности коллектива. Ценностно-мировоззренческая сфера связана с личными и групповыми ценностями, моральными установками членов группы. В сфере межличностных отношений реализуется потребность личности в общении и самоутверждении в рамках коллектива.
Общность деятельности группы предопределяет и общность ее психологических характеристик. К психологическим характеристикам группы относятся такие групповые образования, как интересы, цели, потребности, нормы, ценности, групповая мысль. По этим характеристикам и отличаются различные группы. Осознание работником своей причастности к группе происходят через принятие этих характеристик, которое воспринимается им как факт психологической общности с другими членами социальной группы. Основной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемое “мы – чувство” в отличие от других социальных образований “они”. В процессе совместной деятельности людей, то есть реализации каждым работником своей социальной роли, взаимоотношения между ними приобретают личностно-эмоциональную окраску, которая служит основой для возникновения межличностных отношений. Последние обнаруживаются в актах общения и взаимодействия и выступают фактором социально-психологического климата в коллективе.
Изучение и усовершенствование социально-психологического климата на современном этапе становятся неотъемлемой составной частью управления персоналом организации и реализуются в повседневной работе руководителя.
|
|
Социально-психологический климат характеризуется специфической для общей деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого работника и зависит от общего состояния окружающих его людей. Атмосфера (духовная) – это специфическое психическое состояние группы людей, которое проявляется в общении и стиле совместной деятельности. Это нестойкая, динамическая сторона коллективного сознания. Атмосфера группы проявляется через характер психического расположения духа, который может быть деятельностным, созерцательным, жизнерадостным, пессимистическим, целенаправленным, анархическим и т.д.
Социально-психологический климат характеризует не ситуативные изменения в преобладающем расположении духа людей, а лишь его стойкие черты. Итак, социально-психологический климат – это преобладающая и относительно стойкая духовная атмосфера или психическое расположение духа коллектива, который проявляется как в отношениях работников друг к другу, так и в отношениях их к общему делу.
Роль социально-психологического климата в жизнедеятельности организации определяется тем, что:
- он является наиболее существенным элементом в общей системе организации совместной деятельности людей, поскольку предопределяет ее непосредственные условия, характеризует внутренние психологические аспекты микросреды и оценку результатов работы;
- обеспечивает механизм обратной связи личности с социальной средой и оказывает содействие ее развитию;
- определяет меру вовлечения каждого работника в деятельность, а также характер его направленности и эффективность.
Специфика социально-психологического климата состоит в том, что он представляет собою интегральное образование, которое возникает в результате аккумулирования разнообразных характеристик группового состояния. Он имеет двойную природу. С одной стороны, социально психологический климат является определенным субъективным отображением в групповом сознании всей совокупности элементов производственной и социальной обстановки. С другой стороны, социально психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и оказывает обратное влияние на групповую деятельность и отдельную личность. Влияние социально-психологического климата на творческую активность и инициативу работников может быть как стимулирующим, так и угнетающим. В связи с этим различают благоприятный и неблагоприятный социально-психологический климат коллектива.
|
|
В общих чертах можно сказать, что благоприятный социально-психологический климат характеризуется ценностно-ориентационным единством и сплоченностью коллектива; наличием условий для самореализации и самоутверждения личности в коллективе; удовлетворением профессиональной деятельностью; отсутствием отрицательных лидеров и отрицательных психологических групп; преобладанием чувства симпатии между членами коллектива; взаимной ответственностью и требовательностью. Неблагоприятный социально-психологический климат проявляется в дизъюнктивных (разъединяющих) отношениях, в напряженных отношениях между членами коллектива, конфликтных ситуациях и конфликтах, которые сказывается на результатах деятельности, снижении мотивации к работе, уменьшении производительности, ухудшении трудовой дисциплины, увеличении текучести кадров и т.п.