За пределами генов

В 1980-е годы генетики были убеждены, что гены управляют жизнью. Они принялись за расшифровку человеческого генома с намерением идентифицировать, какие наследственные черты определяются каждым из генов. Ученые надеялись, что, расшифровав этот код, найдут способ предотвращать и лечить большинство заболеваний.

Позже мы подробнее поговорим о судьбе проекта «Человеческий геном», а сейчас позвольте просто отметить, что в процессе развития генной инженерии обнаружилась удивительная вещь. Ученым открылся совершенно новый взгляд на то, как в действительности работает жизнь, в результате чего возникла новая отрасль науки под названием эпигенетика, которая потрясла самые основы биологии и медицины, продемонстрировав нам, что мы являемся не жертвами, но властителями собственных генов.

Для тех, кто не знает греческого языка, поясню, что префикс эпи- означает «над» или «выше». Старшеклассникам в школах и слушателям вводного курса биологии в вузах до сих пор излагают концепцию генетического контроля — теорию о том, что нашей жизнью управляют гены; однако новая наука об эпигенетическом контроле показывает, что жизнью управляет нечто, стоящее над генами. Захватывающие новые идеи относительно того, что являет собой это нечто, открывают нам путь к пониманию нашей истинной роли со-творцов собственной реальности.

Как мы узнали из предыдущей главы, функционирование клеток управляется сигналами из внешней среды через мембранные переключатели. Оказывается, что при помощи этого же механизма сигналы внешней среды активно влияют и на наши гены. Согласно данным эпигенетики, сигналы из внешней среды активизируют мембранные переключатели, которые посылают вторичный сигнал в ядро клетки. Внутри ядра эти сигналы выбирают подходящий генетический «чертеж» и, ориентируясь на него, производят тот или иной протеин.

Такое представление в корне отличается от устоявшегося убеждения в том, что гены активизируются и деактивизи-руются самостоятельно. Гены не являются независимыми единицами — то есть они не управляют своей деятельностью. Гены представляют собой не более чем генетические чертежи. А чертежи — это всего лишь рисунки, выполненные проектировщиком; они — не подрядчик, возводящий здание. Эпигенетика изучает механизм, посредством которого подрядчик выбирает необходимые чертежи, а затем контролирует строительство и эксплуатацию тела. Гены не контролируют биологическую систему; это биологическая система использует гены.

Утвердившееся некогда в науке и в общественном сознании представление о том, что геном представляет собой программу «только для чтения», которая не подвержена влияниям со стороны внешней среды, оказалось неверным. Эпигенетические механизмы изменяют содержание кода. О творческом потенциале эпигенетических процессов можно судить на основании следующего факта: путем редактирования генетической информации эпигенетические механизмы способны создавать более 30 000 вариаций протеина по одному и тому же «чертежу»!

В зависимости от природы сигналов из внешней среды эпигенетический механизм-подрядчик способен модифицировать гены, создавая здоровые либо дисфункциональные протеиновые продукты. Иными словами, человек может родиться со здоровыми генами, но затем в силу искажения эпигенетических сигналов развить у себя болезненное состояние — например, рак. Однако у этого процесса есть и позитивная сторона: тот же самый эпигенетический механизм способен повлиять на нездоровые от рождения гены таким образом, что у человека с потенциально вредными мутациями будут созданы здоровые, нормально функционирующие протеины.

Поскольку эпигенетические механизмы меняют содержимое генетического кода, получается, что гены представляют собой редактируемые программы. Отсюда следует, что жизненные события и переживания могут активно изменять наши генетические характеристики! Это воистину радикальное открытие. Если прежде мы были уверены, что гены определяют нашу судьбу, то ныне передовая наука утверждает: Природа распорядилась мудрее. В ходе своего взаимодействия со средой организм включает эпигенетиче-кие механизмы, которые осуществляют тонкую настройку генетических кодов, чтобы увеличить шансы индивидуума на выживание.

Это влияние среды особенно отчетливо видно при исследовании однояйцевых близнецов. Некоторое время после рождения такие блюнецы демонстрируют почти идентичную генетическую активность, что обусловлено идентичностью их генома. Однако со временем индивидуальный опыт и индивидуальное восприятие каждого из них ведут к активации значительно различающихся генетических наборов. Средства массовой информации очень любят рассказывать истории о разлученных в раннем детстве близнецах, чьи жизни сложились на удивление похоже — вплоть до того, что они порой выбирают себе одну и ту же профессию или вступают в брак с людьми, носящими одинаковое имя. И хотя такие случаи выдают чуть ли не за общее правило, на самом деле они представляют собой редкое исключение. И, что более важно, авторы подобного рода сюжетов вовсе не учитывают такой важнейший фактор, как пренатальное поведенческое программирование, которое очень влияет на дальнейшую жизнь и поведение близнецов. Постарайтесь как можно глубже понять смысл того, о чем говорит нам передовая биология: восприятие управляет не только поведением, но и действиями генов! Эти новые научные данные красноречиво указывают на тот факт, что мы каждую минуту своей жизни активно управляем собственными генетическими процессами. Мы — обучающиеся организмы, способные записывать жизненный опыт в свой геном, чтобы передать его потомкам, которые затем записывают в геном свой опыт, тем самым непрестанно продвигая эволюцию человека.

Таким образом, вместо того чтобы считать себя беспомощной жертвой собственных генов, нам следует понять и принять многообещающую истину: наша биологическая структура и поведение динамически формируются присущим нам восприятием жизни и реакциями на нее.

А сейчас давайте разберемся, как формируется это всемогущее восприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: