Строительные нормы и правила допускают применение низших типов дорожных покрытий на дорогах V категории при интенсивности движения до 100 автомобилей в сутки. Оптимальные составы грунтов, рекомендуемые к использованию в покрытии низшего типа, приведены в табл. 8.1.1.
Таблица 8.1.1
Оптимальные составы грунтов, рекомендуемые для дорожных одежд низшего типа
| Размеры частиц, мм | Тип местности по характеру и степени увлажнения | |||
| 1-й | 2 и 3-й | |||
| Содержание фракции, % по массе в смесях | ||||
| А1 | А2 | Б1 | Б2 | |
| 2,0...0,25 | 45...60 | 20...45 | 45...70 | 25...45 |
| 0,25...0,05 | 10...20 | 20...40 | 15...30 | 25...55 |
| 0,05...0,005 | 15...35 | 15...35 | 15...25 | 15...25 |
| Менее 0,005 | 6...12 | 8...14 | 3...8 | 3...10 |
Смеси А1 и Б2 - более устойчивые крупнозернистые, их применение предпочтительнее.
Краткая характеристика добавок для улучшения грунтовых покрытий приведена в табл. 8.1.2.
Таблица 8.1.2
Скелетные добавки
| Материал | Требования к материалу | Толщина слоя, см | Коэффициент уплотнения | Особенности применения |
| Гравийные и песчано-гравийные смеси | Состав должен приближаться к оптимальному | 20 и более | 1,3 | Наиболее распространенный и удобный материал для улучшения грунтовых покрытии |
| Отходы камнедробления | То же | 1,2...1,3 | Используют без сортировки | |
| Шлаки металлургические (кислые или основные) | Наибольший размер 75 мм. Частиц крупнее 5 мм не менее 60 % | 1,3 | Используют без сортировки | |
| Горелые породы | Отсутствие частиц мельче 1 мм | 1,25...1,40 | Материал истираемый. Применяют в нижние слои. | |
| Шлаки котельные | Влажность менее 30 % | 1,4...1,7 | Материал размокающий | |
| Отходы заводов силикатного кирпича | Содержание до 45 % извести | 1,5 | Для укрепления песчаных грунтов 50 % силикатной крошки и для водоустойчивости 2...3 % цемента |
Скелетные добавки в грунтовое покрытие можно вводить:
1. путем смешения на дороге;
2. насыщать верхний слой земляного полотна.
В первом случае сразу формируется устойчивое покрытие, но усложняется технология и увеличивается расход добавок. Во втором случае меньший расход и более рациональное их использование.
Недостатки при строительстве грунтовых покрытии и способы их устранения приведены в табл. 8.1.3.
Таблица 8.1.3
Основные недостатки в процессе строительства и эксплуатации
| Недостатки | Возможные причины | Способы предотвращения и устранения |
| Катающиеся на поверхности или выступающие из покрытия чрезмерно крупные скелетные добавки | Наибольший размер добавок более 25 мм | Полностью неустраним Улучшает положение укладка дополнительного слоя из правильно подобранного состава |
| В сухую погоду нарушается сплошность поверхности, образуется волнистость | Недостаток связующего | Для удержания в покрытии влаги ввести хлористый кальций |
| При увлажнении покрытие деформируется, образуются колеи, прореди, на поверхности выступает глинистая пленка | Избыток в смеси мелкозема, а в нем глины | Вскирковать покрытие, ввести 2...3 % негашенной извести, хорошо перемешать, разравнять и уплотнить |
| Скопление на поверхности в отдельных местах однородного (крупною или мелкого) материала | Неоднородный состав или плохое перемешивание | Проверить состав смеси, если необходимо улучшить, вскирковать, перемешать снова, разравнять, уплотнить |
| Сухие проломы, просадки, образование колеи | Недостаточная толщина | Уложить дополнительный усиливающий слой |
| При достаточной толщине покрытия образуются крупные просадки, волны | Плохое уплотнение земляного полотна | Брак, устранимый только при полной переделки всех работ |






