Конструкции сборных бетонных и железобетонных плит должны быть просты в изготовлении и соответствовать имеющемуся технологическому оборудованию завода-изготовителя, а также соответствовать средствам механизации укладки плит, должны иметь минимальный расход материалов при заданных прочности, работоспособности, надежности, минимальную стоимость.
Бетонные покрытия из сборных плит находят применение на автомобильных дорогах с неблагоприятными гидрологическими условиями земляного полотна, на городских улицах, подъездных дорогах к промышленным предприятиям и месторождениям природных ресурсов, а также на временных дорогах и на дорогах, куда невозможно доставить цементобетонную смесь.
Основными достоинствами применения сборных покрытий являются:
- возможность круглогодичного ведения работ по изготовлению плит и строительству покрытий из них;
- многократное использование (при необходимости) одних и тех же конструкций;
- изготовление плит индустриальными методами;
|
|
- открытие движения сразу же после завершения строительства покрытия;
- упрощение ремонта по сравнению с другими плитами монолитных покрытий;
- сокращение трудоемкости линейности работ и др.
Недостатками сборных покрытий являются:
- сложность технологии строительства;
- большое количество швов;
- низкая производительность труда из-за отсутствия специальных высокопроизводительных машин и оборудования для укладки плит;
- относительно большой расход арматуры в плитах по сравнению с монолитными покрытиями аналогичных размеров.
Плиты сборных покрытий изготавливают прямоугольные, квадратные и шестиугольной формы размером от 1,0 до 12,0 м2, толщиной 12...14 см с предварительно напряженной арматурой и 16...18 с обычной арматурой (табл. 8.7.1).
Стремление увеличить устойчивость плит под движением и обеспечить совместную работу плиты и основания привело к большому разнообразию форм опорной (нижней) поверхности плит, которые бывают: гладкие, с боковыми упорами, ребристые, ячеистые.
Покрытие из сборных плит в зависимости от интенсивности движения может быть сплошным на всю ширину проезжей части или колейными (рис. 8.7.1).
Таблица 8.7.1
Характеристика плит сборных дорожных покрытий [58]
Тип плиты | Размеры плиты, м | Масса плиты, т | Расход материалов на 1 м2 плиты | Расчетная нагрузка на спаренное колесо, тс | |
бетона, м3 | арматуры, т | ||||
Со сплошной опорной поверхностью | 1,75´1,5´0,13 | 0,85 | 0,13; 0,13 | 11,0; 7,5 | 4/3; 3/2 |
2,0´2,0´0,17 | 1,7 | 0,17 | 16,5 | 16/10 | |
3,0´1,75´0,15 | 1,9 | 0,17 | 11,5 | 10/5 | |
0,15; 0,15 | 14,5; 10,0 | 10,5; 5,3 | |||
Решетчатые | 2,5´1,0´0,16 | 0,7 | 0,11 | 12,2 | 7/4 |
3´1,5´0,25 | 1,8 | 0,16 | 15,4 | 18/12 | |
С предварительно напряженной арматурой | 6,0´2,0´0,14 | 4,2 | 0,14 | 9,8 | 18/12 |
6,0´1,5´0,14 | 3,15 | 0,14 | 10,3 | 18/12 | |
Примечание. В числителе указана расчетная нагрузка на искусственном основании, в знаменателе - на естественном грунтовом основании.
|
|
Рис. 8.7.1. Схемы конструкций сборных покрытий:
а - сплошное покрытие; б - двухпунктное колейное покрытие; 1 - плита сборного покрытия; 2 - основание; 3 - гравийная (щебеночная) засыпка; 4 - укрепленные обочины; 5 - растительный грунт; а - ширина колесопровода; с - ширина межколейного пространства