При работе двигателей автомобилей в воздух с газообразными компонентами попадают аэрозольные и пылевидные частицы, среди которых соединения свинца и углерода (сажи) составляют основную долю. Наибольшую опасность для окружающей среды представляют соединения свинца, образующиеся при работе двигателей сгорания на этилированном бензине.
Соединения свинца употребляются в качестве антидетонирующей добавки в этилированном бензине марки А-76 в количестве 0,17 г на кг топлива и марки А-92 в количестве 0,37 г на кг топлива.
Хорошо известно, что опасность накопления соединений свинца в почве обусловлена доступностью его растениям и переходом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека.
В расчетной оценке уровня загрязнения почв свинцом полагается, что 20 % общего количества соединений свинца разносится в атмосфере в виде аэрозолей, 80 % выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мкм и водорастворимых соединений на поверхности земель, прилегающих к дороге. Эти соединения накапливаются в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации дождевых осадков.
|
|
Оценка загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобильным транспортом проводится путем расчетного определения уровня загрязнения поверхностного слоя почвы, который определяется по формуле
Pc = Pп /(h · P), (9.2.1)
где Pc - уровень загрязнения поверхностного слоя почвы свинцом, мг/кг;
h - толщина почвенного слоя (в метрах), в котором располагаются выбросы свинца, для пахотных земель принимается 0,2 м, для остальных угодий - 0,1 м;
Р - плотность почвы, кг/м3;
Рп - отложение свинца на поверхности земли (мг/м3), определяемое по формуле
Рп = 0,4· K l· Uv · Tр · Pэ (9.2.2)
где: K l - коэффициент, учитывающий расстояние от проезжей части (K l = 0,1);
Uv - коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне к общей площади;
Tр - расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается равным 7300 суток, что соответствует 20-летнему прогнозному сроку;
Pэ - мощность эмиссии свинца.
Мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения автомобилей определяют по формуле
Pэ = Kп · Kо · mp · Kт ·S(Gi · Pi · Ni), (9.2.3)
где Pэ - измеряется в мг/м в сутки;
Кп = 0,74 - коэффициент пересчета единиц измерения;
mp - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается в зависимости от средней скорости потока;
Kо = 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;
Кт - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде твердых частиц в общем объеме выбросов;
|
|
Gi - средний эксплуатационный расход топлива для соответствующей марки автомобиля, л/км;
Ni - среднесуточная интенсивность движения автомобилей соответствующей марки;
Pi - содержание добавки свинца в топливе, применяемом на автомобиле рассматриваемого типа, г/кг.
Полученные расчетом уровни загрязнения почвы свинцом сопоставляют с общесанитарным показателем, который равен 32 мг/кг.