Содержание автозимников

Содержание проезжей части включает:

- устранение деформаций и разрушений, возникающих на полотне автозимника в процессе его эксплуатации;

- проведение мероприятий по уменьшению снегозаносимости дороги и ликвидации снежных заносов;

- выполнение мероприятий по предупреждению выхода наледных вод на проезжую часть и ликвидации наледи.

Деформации истирания, выбивания, выкрашивания и раздавливания материала полотна устраняют регулярно, не допуская образования глубоких выбоин и колей (более 5 см), с помощью прицепных угольников, автогрейдеров или фрезерно-вибрационных машин. Колеи, ухабы, просадки (проломы), отдельные глубокие ямы и выбоины заделывают снегом и, тщательно уплотняют (желательно с поливкой водой).

Для обеспечения безопасности движения следует поддерживать коэффициент сцепления шин с дорогой j > 0,20. При образовании скользкой ледяной корки на уплотненном слое снега по поверхности проезжей части рассыпают песок, мелкий гравий, повышающие коэффициент сцепления шин с дорогой. Распределение скелетных материалов осуществляют пескоразбрасывателями.

Для повышения безопасности движения и снижения затрат на обеспечение требуемой степени шероховатости покрытия в течение всего срока службы автозимника целесообразно перед вводом его в эксплуатацию наносить шероховатый слой износа путем дождевания в морозном воздухе гидропульпы на крутых спусках и подъемах, на кривых малого радиуса, на участках пересечений и примыканий дорог, на участках с недостаточной видимостью и т.п.

К мероприятиям, уменьшающим заносимость автозимника снегом и улучшающим его эксплуатационные качества, относят: систематическое уплотнение на полотне свежевыпавшего снега и метелевых отложений небольшой толщины (проезжающими машинами или снегоуплотняющими машинами); уширение полотна автозимника; перетрассирование отдельных, нерационально запроектированных участков; создание, надлежащее содержание и правильную эксплуатацию снегозащитных ограждений.

На автозимниках с продленными сроками эксплуатации служба ремонта и содержания в теплый период года должна выполнять следующие мероприятия:

- регулярно профилировать поверхность полотна, поддерживая выпуклое очертание поперечного профиля земляного полотна;

- проводить ремонт и устранять деформации и разрушения на дорожном покрытии и земляном полотне;

- укреплять ненадежные участки и ликвидировать размывы полотна дороги;

- не допускать скопления воды на проезжей части и систематически отводить поверхностные воды за пределы дорожного полотна;

- засыпать проезжую часть дороги опилками, шлаком и т.п. на подъемах и спусках, а также на других слабых участках, где наблюдается интенсивное оттаивание теплоизолирующего полотна;

- своевременно подготавливать к пропуску паводков водопропускные сооружения и контролировать их работу в течение всего теплого периода года.

Профилирование и утюжку полотна дороги осуществляют автогрейдерами, угольниками и волокушами, обеспечивая удаление или уплотнение рыхлого снега, воды, скопившейся в колеях. Колеи и выбоины, которые невозможно устранить утюжкой и профилировкой, следует засыпать грунтом, предусматривая его уплотнение проходящим транспортом.

Для предотвращения снежных заносов на автозимниках рекомендуется применять защитные средства (переносные щиты, снегозадерживающие траншеи, снежные валы, изгороди из хвороста или лапника), действие которых основано на задержании переносимого ветром снега. Конструкции переносных щитов, правила их установки и эксплуатации на автозимниках те же, что и на дорогах постоянного действия.

Для борьбы с наледями на автозимниках применяют: активизацию наледного процесса на безопасном расстоянии от полотна дороги; задержание наледи и недопущение выхода наледных вод на полотно дороги; тепловую мелиорацию наледных участков.

Активизацию наледного процесса на безопасном расстоянии от полотна дороги осуществляют с помощью грунтовых мерзлотных поясов простейшего типа и наледных поясов. Грунтовый мерзлотный пояс закладывают перпендикулярно грунтовому потоку в заболоченных логах с неглубоким залеганием водоупорного слоя. Пояс представляет собой расчищенную полосу шириной 12...15 м и глубиной 0,8 м. Расчистку ведут бульдозером, укладывая мохорастительный покров и грунт валом по низовой кромке пояса.

Наледный пояс представляет собой расчищенный, спланированный и мощенный камнем участок русла малых водотоков, располагаемый не менее чем в 100 м от полотна дороги. Ширину пояса выбирают таким образом, чтобы водный поток распластывался слоем толщиной до 2 см, а его длину принимают не менее 20 м. В пределах наледного пояса водный поток должен охлаждаться до 0°С и ниже. Наледь у полотна дороги задерживают временными заборами. Перед началом эксплуатации заборы с обеих сторон обсыпают снегом, который для повышения водонепроницаемости пропитывают водой.

Тепловую мелиорацию наледных участков проводят при выходе наледных вод непосредственно у полотна дороги или у искусственных сооружений. При этом утепляют русло водотоков в пределах мостовых переходов, подпруживают водоток, утепляют канавы и лотки и прилегающие к ним территории, устраивают насыпи и накапливают снег траншеями или щитами в придорожной полосе. Утепляют русло инвентарными деревянными щитами или накатом из тонкомерного леса с последующей укладкой слоя мха или опилок.

Дорожная служба выполняет следующие работы по содержанию автозимника: ежегодно в осенне-зимний период устраивает снежное (снежно-ледяное) полотно на сухопутных автозимниках или подготавливает поверхность льда на ледовых автозимниках; систематически устраняет повреждения и деформации снежного и ледяного полотна; ведет борьбу со снежными заносами; осуществляет противоналедные и противолавинные мероприятия; выполняет мероприятия по продлению сроков эксплуатации автозимников; поддерживает в исправном состоянии элементы обстановки пути и искусственные сооружения; в летний период устраняет размывы грунтового основания; выравнивает основание автозимника; уширяет просеки и уничтожает подрост на полосе автозимника; ремонтирует мосты и трубы, отсыпает земляное полотно из минеральных грунтов на подходах к мостам, на переходах через болота и т.п.

В тундровых районах, где часто наблюдаются сильные метели и пурга, предусматривают установку вех через каждые 15...20 м на прямых и кривых, обозначающих ширину полотна автозимника.

При плохой видимости (туман, сильный снегопад, метель) движение по автозимнику запрещается.

В весенний период движение по автозимникам допускается только в ночные и предрассветные часы, т.е. в наиболее холодное время суток, а ремонт проезжей части следует осуществлять в дневные часы.

На всех комплексах дорожной и автотранспортной служб следует иметь информационные табло со схемой автозимника, на которой указаны трудные участки трассы, условия движения, часы работы и грузоподъемность переправ, пункты отдыха водителей, сеть автозаправочных и ремонтных пунктов.

Глава 16.
Ледовые переправы

Ледовые переправы - это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Их организуют в случаях отсутствия мостовых переходов и при образовании на водных преградах требуемого ледяного покрова. Эти переправы могут быть частью временных автозимников, временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.

Ледовые переправы классифицируются:

- по продолжительности эксплуатации - регулярные, временные (возводимые на одну зиму), разовые (возводимые для одного пропуска колонны автомобилей или другого агрегата);

- по расчетной интенсивности движения - переправы I категории с интенсивностью движения свыше 150 авт./сут. (приведенных к автомобилю грузоподъемностью 5 т) и переправы II категории с интенсивностью движения 150 авт./сут. и менее;

- по типу водоема - переправы речные, озерные и морские;

- по солености водоема - переправы через пресные, соленые или водоемы промежуточной солености;

- по характеру ледяного покрова, используемого для движения транспортных средств:

- естественный ледяной покров;

- покров, утолщаемый намораживанием сверху;

- покров, утолщаемый намораживанием снизу;

- покров, утолщаемый одновременно с двух сторон;

- по крутизне берегов водоема (90‰ и более или менее);

- по длительности зимнего периода с устойчивыми отрицательными температурами;

- по наличию усиления или армирования ледяного покрова и его характеру и конструкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: