Методика изучения логического мышления

Процедура эксперимента: обследуемым зачитывается 5 слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не отно­сится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение пос­ледующих 10 секунд записать лишнее слово. Затем зачитываются следующие-5 слов и т. д. Задание повторяется 17 раз.

Инструкция обследуемым: «Я буду зачитывать по 5 слов, из которых 4 объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не отно­сится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю 1-ю группу слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые 4 слова имеют общее родовое понятие «строительный материал», последнее слово в этой группе лишнее. Нужно записать: «№ 1—дом». Затем будет зачитана вторая группа слов и т. д. На запись вам дается по 10 секунд. Ес­ли не успели определить лишнее слово, правильнее пропустить запись, чем писать наобум». Оценка выводится в условных баллах по таблице (Таблица №1).

Таблица №1

Оценка в условных баллах

Оценка в баллах                  
Количество правильных ответов           12-13        

Слова:

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13. Хата, печь, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила

Приложение 7

Методика изучения самооценки

(Методика выбора слов, характеризующих качества личности)

Процедура эксперимента

Испытуемому предлагают 50 слов, характеризующих качества личнос­ти (смотри «Приложение»). Он должен внимательно просмотреть весь спи­сок слов и выбрать 20 слов, обозначающих его идеал личности. Затем ис­пытуемый должен выписать из отобранных 20 слов — качеств те, которые характеризуют его самого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: