- Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:
Именительный – Я;
Родительный – Меня;
Дательный – Мне;
Винительный – Меня;
Творительный – Мной;
Предложный – обо Мне.
- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением)
- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)
- Что особенного вы отметили в склонении данного
Местоимения?
- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
(Самым активным в этом виде работы дать жетоны).
Новый материал. Формирование навыков и умений.
- Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
На экране вы видите таблицу.
- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
- Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование например:
Тебя – тобой, меня – мне.
- Третья особенность:
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
- Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов кместоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).
- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
а). Просклоняйте местоимение: мы.
б). Просклоняйте местоимение: он.
Остальные ребята работают со мной.
Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).