Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Т.Н. Вержбицкая, Л.И. Алексина
ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Учебно-методическое пособие
УДК
ББК
Печатается по решению учебно-издательского совета БГПУ
Рецензенты:
Е.С.Грабчикова: проректор по научной работе УО «ОИУУ», кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики русского языка.
С.Н.Феклистова: заведующая кафедрой сурдопедагогики УО «БГПУ имени М.Танка», доцент, кандидат педагогических наук.
Вержбицкая Т.Н., Алексина Л.И.
Психолингвистика: Учебное пособие. – Мн.: БГПУ, 2007. - с. 245
ISBN
В учебно-методическом пособии представлено краткое содержание лекций по основам психолингвистики, предложены материалы как для проведения практических и лабораторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов.
Предназначены для студентов факультета специального образования педагогических вузов, а также могут быть использованы в практической работе специалистов и родителей детей, имеющих особенности психофизического развития.
|
|
УДК
ББК
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………...5
Раздел I. Общие вопросы психолингвистики
Тема 1: Теоретические и методологические основы курса …………………..7
1.1. Предмет, объект и задачи психолингвистики……………………………..7
1.2. Основные положения психолингвистики ………………………………...9
1.3. Речевая деятельность: предмет, средства (языковая система), способы, виды, продукты………………………………………………………………………..10
Раздел II. Психолингвистический анализ структуры процессов восприятия и порождения речи
Тема 1: Психолингвистический анализ процесса восприятия и понимания речи ………………………………………………………………………….………….16
1.1. Восприятие речи…………………………………………………………...16
1.2. Модели процесса восприятия речи……………………………………….20
1.3. Динамика исследовательских подходов к пониманию текста………….24
1.4. Уровни понимания текста………………………………………………...27
Тема 2: Психолингвистический анализ процесса порождения речи ………..31
Тема 3: Внутренняя речь. Соотношение языка и мышления в психологии ……………………………………………………………………………..42
Раздел III. Психолингвистика развития
Тема 1: Психолингвистические механизмы онтогенеза речевой деятельности ребенка ………………………………………………………………..52
Тематика практических и лабораторных занятий……………………………71
|
|
Вопросы и практические задания для самоконтроля………………………...88
Литература………………………………………………………………….......92
Хрестоматийные материалы ……………………………………..………….95
Раздел I. Общие вопросы психолингвистики.
Тема 2.1. «Психолингвистические проблемы семантики» ……………….….96
А.Р. Лурия Язык и сознание – МГУ 1999г.
Лекция II Слово и его семантическое строение…………….…………….….96
Лекция Ш Развитие значения слов в онтогенезе……………………………116
Лекция IV Развитие понятий и методы их исследования…………………..133
Лекция V «Семантические поля» и их объективное изучение…………….151
Тема 2.2. «Семантическая структура фразы»»………………………..….161