Основные положения психолингвистики

Рассматривая психолингвистику как теорию речевой деятельности, выделяют ряд основных постулатов психолингвистической теории.

Постулат первый. Единицей психолингвистического анализа является не статистический коррелят той или иной языковой единицы, а элементарное речевое действие и речевая операция.

Постулат второй. Эта единица психолингвистического анализа трактуется в деятельностной парадигме, т.е. исходное речевое событие характеризуется признаками деятельности:

· предметность деятельности;

· её целенаправленность. Любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие - промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее;

· её мотивированность. Акт любой деятельности всегда мотивирован;

· иерархическая («вертикальная») организация деятельности;

· фазная («горизонтальная») организация деятельности.

Постулат третий. Его можно охарактеризовать как «эвристический принцип» организации речевой деятельности. В него входит возможность осуществления выбора стратегии речевого поведения, различных путей оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи, выбор дифференцированного использования различных стратегий овладения речью.

Постулат четвёртый. Психолингвистическая теория призвана быть синтезом подхода деятельностного (процессуального) и подхода в плане образа (отображения), т.е. исследовать взаимоотношение опосредованного языком образа мира и речевой деятельности.

Постулат пятый. В речевой, как и в любой другой деятельности, важна роль вероятностного прогнозирования как преднастройки к действиям в предстоящей ситуации, опирающейся на вероятностную структуру прошлого опыта.

Постулат шестой. Он выступает в форме утверждения об активном характере процессов речевосприятия и заключается в том, что в основе восприятия речи лежат процессы, воспроизводящие её порождение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: