Л Е К Ц И Я № 50. Сциентизм и антисциентизм

Сциентизм — абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Начал складываться в философии конца XIX — начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в культуре. В этих условиях возник и антисциентизм.

Во время научно-технической революции в связи достиже­ниями науки проявились отрицательные черты сциентизма: он не учитывал сложную системную организацию общественной жиз­ни, где наука занимает важное, но не доминирующее место. В ка­честве образца науки сциентизм обычно рассматривает есте­ственные и точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а идейной ориентацией, сциентизм проявля­ется по-разному: от внешнего подражания точным наукам (ис­кусственное применение математической символики, нарочитое придание анализу философско-мировоззренческих или социаль­но-гуманитарных проблем формы точных наук — аксиоматиче­ское построение, система дефиниций, логическая формализа­ция) — до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицания философско-мировоззренческой проблема­тики как лишенной познавательного смысла и значения (неопо­зитивизм).

Сциентизм недооценивает своеобразие философии по сравне­нию с другими науками, в отрицании философия выступает как особая форма общественного сознания.

Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, иссле­дуемыми в естественных науках, с игнорированием ценностных моментов, построений, имеющих выход в социально-философ­скую сферу, с абсолютизацией количественных методов в со­циальных исследованиях.

Антисциентизм настаивает на ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого существования, в край­них проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.


Философия — нечто принципиально отличное от науки, нося­щей утилитарный характер и не способной подняться до понима­ния подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного иссле­дования.

Крайние формы: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев — стре­мление рассматривать действительность с позиции человека, тра­гически борющегося с миром, куда входит и наука.

К сциентизму тяготел марксизм, отрицая его игнорирование сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания.

Реакция на сциентистские утопии — усиление антитехниче­ской волны.

Развенчание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни антиутопии, которых в XX в. создано множество: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замя­тин, О. Хаксли и др.

В их произведениях отображены резко критические образы технобудущего, где наука и техника совершенны, но подавлены свобода и индивидуальность.

Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. Нельзя игнорировать роль ан­тиутопий как предостережения человечества, не контролировать развитие науки и техники, не учитывать потребностей человека, духовно-нравственных целей и ценностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: