Лекция № 51. Человек в «философии жизни»

XIX—начало XX в. — появление ряда новых философских те­чений.

«Философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): дух — субстанция культуры — может быть понят не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции.

Культура — самобытная и локальная реальность с особым менталитетом, душевным настроем.

Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ, филолог, проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма: культура — средство подавления и порабощения человека.

«Философия жизни» — оппозиция классическому рационализ­му, реакция на кризис механистического естествознания, бази­рующегося на принципе строгости и точности испытующего ума.

По традиции немецкого романтизма жизнь — это первичная и исходная реальность.

Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия «философия».

Идеи — в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попыт­ки построения философской системы. По Ф. Ницше мир — по­стоянное становление и бесцельность, что выражается в идее веч­ного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как момент устойчивости в хаосе становления.

Теория познания в классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя.

Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и аг­ностицизмом.

Отвергая принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет им amor fati — любовь к судьбе; отвергает идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность че­ловеческой природы».

Ницшеанский «сверхчеловек» — критика морали, которая раз­лагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все


это размягчает и расслабляет волю человека. Ницше Ф. гипертро­фировал волю, особенно к власти: проповедовал культ сильной личности, одержимой жаждой власти. Критерии морали носят чисто произвольный характер, все формы человеческого поведе­ния маскируют волю к власти.

Начало ХХ в. Популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859—1941) — интуитивизм. Философия жизни — генеральное возражение против материалистически-механисти­ческой и позитивистской философии. Это — учение об интенсив­ности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соот­ношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и ра­звитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догмати­ческий рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстан­ции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена вверх, а материя — вниз.

В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект ин­туиции:

1) интеллект — орудие работы с материальными, простран­ственными объектами;

2) интуиция дает человеку возможность схватывать суть «жи­вой целостности» вещей, явлений.

В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) А. Бергсона жизнь — метафизически-космиче­ский процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодуше­вленную массу — вещество. Человек — творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: