С бедным О

«В огромной, пустынной стране Лимпопо Живет одиноко прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки, Зачахнет звук О там один от тоски!


Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти?»

(Стихи Д.Фролова)

Отметим, что мы не даем последовательность изучения зву­ков, т.к. эту методику несложно найти в учебниках и пособи­ях. Мы предлагаем лишь принцип работы со звуком. На при­веденных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязатель­но, чтобы инструкции к играм были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку.

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением иг­рают дети уже с 3-х лет. Играя, Вы можете вводить понятия гласных и согласных звуков.

Серия игр «Живые буквы»

Непросто маленькому ребенку понять разницу между зву­ком и буквой. Для него это лишь абстракция. С миром звуков мы знакомы. Давайте узнаем, кто же такие буквы. Конечно, дорогой читатель, Вы знаете, что буква — это графическое изображение звука. Но такая терминология — не для ребенка. Привычное объяснение, что «звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем» — тоже пока рановато. Позовем на помощь игру-сказку.

«Мы с тобой уже побывали в царстве звуков. И ты, навер­ное, заметил, что на одежде каждого звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, может быть, уже догадался, что если звуки не произносят своего имени вслух, то они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим жителям страны звуков, но и нам, путешественникам, гостям этих стран. Давай вспомним наших старых друзей и внимательно рассмотрим их одежду. (В это время взрослый выставляет фигурки звуков, которые были использованы в


предыдущих играх. На каждой фигурке наклеена буква.) Вот они, эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки буквами. Правда, интересное название? Давай его запом­ним».

Таким образом, мы разделили понятия звук и буква. Теперь мы можем вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке. Итак, в наших играх появляются новые персонажи — буквы (пластмассовые и деревянные, вырезанные из плотного картона, наждачной, бархатной бумаги). Это важно для ману­ального осознания ребенком абстрактных символов. Он дол­жен не только зрительно запоминать буквы, но и подключать к этому телесную память.

Вернемся к игре-сказке.

«В одной сказочной стране, где текла река (или было озеро, море — в зависимости от того, что захочет построить ребе­нок), стоял красивый лес (были поля и долины), жил малень­кий гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу.) У гномика был домик (в это время вы предлагаете ребенку поставить домик в любое место в песочнице). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком или просите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр.). (Вы просите ре­бенка посадить дерево.) Гномик о нем заботился, поливал его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя — его звали С. Он носил кур­точку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изготовленную Вами букву С). Но самое удивительное было то, что гномик мог про­износить, говорить только свое имя: "С-с-с"! Когда он радо­вался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: "С-с-с!". Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произно­сил только свое имя: "С-с-с". Когда он злился, он говорил:


"С-с-с!". Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: "С-с-с!" (Важно вместе с ребенком произносить этот звук, с различной эмоци­ональной окраской, чтобы он ожил.) Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся еще с одним героем нашей сказки.

На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребенок сажает его). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его — О. Так же как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил: "О-о-о-о!" Когда он грустил, он тихонько говорил: "О-о-о!" Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: "О-о-о-о!" Гномик О но­сил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву О). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (кото­рый Вы сейчас незаметно поставили на другой край песочни­цы)! Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы (ребенок сажает цветы около домика)? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь — гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. Как и другие жители этой сказочной страны, он может произносить только свое имя: "К-к-к!" Как он говорит, когда радуется? А когда гру­стит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам, И они пошли страну посмотреть да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице.)

Вот на поляне встретились два гномика — С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя (дети говорят удивленно: "С-с-с!" и "О-о-о!"). Наши


гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться друг к другу, проверить: не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнес: "С-о!" и "О-с!" Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произ­носить только свое имя: "С-с!" и "О-о!"

Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, ве­село распевая: "С-с-о-о!" и "О-о-с-с!"

В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: "К-к-к!" С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются их руки. По­этому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг-Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло так же вне­запно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удив­ленно произнесли: "СОК!" Неожиданно... у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока!

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить на­стоящие чудеса!

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гно­мики разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок и когда им захочется, они вновь встре­тятся.

Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз по­участвуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказоч­ной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...»

В процесс подобных игр наряду с игрушками Вы вводите буквы. Например: гномик С (фигурка гномика) жил в домике


1 (строится домик). На крышу, дверь или окна Вы помещаете букву С. Рассказывая историю гномика, Вы неоднократно ак­центируете внимание ребенка на эту букву. Важно, чтобы ре­бенок научился соотносить изображение буквы на домике и на одежде сказочного существа (чтобы гномик нашел дорогу к своему домику). То же происходит и с другими персонажами. Ваша задача постепенно изъять игрушки из песочницы, оста­вив одни буквы. Вот так мы учимся читать!

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки.

«Ночь. Уснула детвора, Вдруг в кладовке из угла Вылез сам Король Мышей, Выкрал буквы у детей. Спрятал тут же их в песок, Чтоб никто найти не смог, Чтобы дети не читали, Чтобы букв они не знали, Чтобы не было веселья, Чтоб их дом стал подземельем... Побыстрей детей спасайте, Буквы мигом раскопайте, Назовите все, кто знает, Пусть Король в норе рыдает!»

(Стихи Д.Фролова)

Как Вы уже поняли, к этой игре нужно подготовиться:

— отобрать те буквы, с которыми ребенок уже знаком,

— найти фигурки Короля Мышей и детей (или других сказочных персонажей).

Помните, один из наших принципов — непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице развора-чивается настоящая пьеса. Сначала ребенок строит дом, где жи-вут дети, играет с этими фигурками и знакомыми буквами. Ког­ди наступает ночь, ребенок укладывает игрушки и буквы спать


в песочнице, а сам закрывает глаза. Тем временем Вы, зачиты­вая стихотворную инструкцию, берете на себя роль Короля Мы­шей и закапываете буквы в песок. Когда ребенок откроет гла­за, ему нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их. Таким образом развивается произвольное внимание, па­мять, мышление. Но самое главное — ребенок приобретает еще один успешный опыт в разрешении проблемной ситуации, а это делает его более уверенным и способным в дальнейшем преодолевать жизненные трудности.

Идем дальше. Начинаем слоговое чтение.

«Жили-были буквы. Каждая в своем домике, они и радова­лись, и вздыхали, произнося свое имя. У кого-то был з-з-звон-кий голос, у кого-то глухой; один ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужжал. Все они были очень разные. И все вроде было хорошо, да вот беда — каждый из них видел и слышал только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, почему? Ты прав, одна бук­ва, какой бы красивой и звучной она ни была, не может со­здать слова, не может быть настоящей волшебницей. Давай поможем буквам, подружим их друг с другом, и они узнают, какие волшебные вещи могут происходить. Сначала познако­мим одну букву с другой — образуется пара. Правда, им уже стало веселее? И они уже многое научились делать вместе. На­пример, сказать: "Д-а, Н-а, О-х, У-х". Посмотри, две подружки М и О ходят и поют: "М-о!" По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь, кого? Конечно, двух друзей Р и Е. Давай их позна­комим! Посмотри, они взялись за руки, и произошло чудо, по­явилось МО-РЕ. Вот оно (взрослый совместно с ребенком вы­капывают море в песочнице). Непоседливые Р-Е побежали ис­кать новых друзей. И конечно же, нашли их — это были К-А. Они встали рядом, и потекла красавица... РЕ-КА! Она впадает прямо в море (взрослый с ребенком изображают это на песке). А вокруг стояли ЛЕСА и простирались ПО-ЛЯ. Посмотри, ка-


кое ты сотворил чудо! Страна ожила! А все благодаря тебе, на­стоящему волшебнику!»

По этому принципу Вы можете сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расши­ряя используемый речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сложных слов). Специалисты могут ис­пользовать эти сказки для введения понятий «слог-слияние» и «слог-примыкание». Это один из элементов аналитико-синте-тического способа обучения грамоте.

Далее можно предложить ребенку следующую игру.

«Раз задумал злой Кощей Перессорить всех людей, И слова, какие смог, Закопал в сухой песок. То — волшебные слова: "Здравствуй", "Друг", "Спасибо"... Если их не откопать, То беды не миновать!»

(Стихи Д.Фролова)

Прежде чем начать игру, Вам необходимо подобрать состав­ляющие слова буквы. В песочнице Вы вместе с ребенком скла­дываете слова и читаете их. Потом ребенок закрывает глаза, а Вы перемешиваете буквы, частично закапывая их в песок. От­крыв глаза, ребенок должен сложить первоначальные слова.

Не обязательно начинать с приведенных в стихотворной инструкции слов — можно начать с самых простых, однослож­ных. Важно, чтобы эти слова были знакомы ребенку, он упот-реблял их не только в игре, но и в жизненных ситуациях. Для Начала можно взять не три слова, а одно. Далее Вы будете по-степенно усложнять задачу. Таким образом ребенок запомнит не только звучание слова, но и его правильный зрительный образ.


Серия игр «Письмена на песке»

Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем созда­вать слоги и читать слова. У нас чувствительные руки и гиб кие пальцы. Мы уже много построили из песка. Теперь самое время научиться самим создавать буквы — лепить их и... пи сать.

Город волшебных букв

«Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть. Пусть каждый нарисует сам, Какие буквы есть! На пары делимся, друзья, Здесь ты сидишь, а рядом — я, Ты лепишь буквочку мою, А я должна слепить твою. Вот так мы весело играем, Из букв мы Город собираем!»

(Стихи Д.Фролова)

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: «Вылепи, пожалуйста, мою букву!» Сгребая песок реб­рами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом и идут за следующими. Игра продолжает­ся, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.

Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и опти­мальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут жить только 2—4 буквы. Потом их станет боль­ше, они будут более соразмерны друг с другом и пространством песочного листа.

Как вариант этой игры, можно предложить ребенку зада­ние: «Я вылеплю букву, а ты — выкопай ее». Или: «Давай по-


смотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л — в букву А, буква Г — в букву Т, буква О — в букву Я...» И другие.

Ну что ж! Теперь можно не только лепить, но и писать пе-чатными буквами слова на песке. Сначала пальчиком, потом — палочкой, держа ее как ручку. Потом можно будет писать на песке печатными буквами известные и любимые ребенком сти­хотворные строки, часть которых почему-то засыпана песком (может, в этом виноват ветер, мышки или другие существа?). Ребенку предлагается восстановить разрушенное, дописав стер­тое слово (разве это возможно было бы на бумаге?).

На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще, чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быст­ро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит Вам дольше сохранить работоспособность ре­бенка. Вы увидите, когда он действительно устает, а не просто увиливает от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи ре­шаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя увереннее.

А теперь прикоснемся к письменным буквам. И помогут нам и этом «змейки» (простые веревочки с узелком на месте голо-|Ы). Сначала ребенок, взяв «змейку» за голову или хвост, про­сто (без отрыва) проводит ею по песку. Потом, взяв веревочку в руку так, как-будто он держит ручку, плавно идет по змеиному Следу (пишет на песке зигзагообразные линии без отрыва).

Следующий шаг. Ребенок берет «змейку» за голову, как руч­ку, и пишет кружочки, палочки, петельки. Словом, все то, что Вы когда-то сами делали в первых прописях. Далее вы можете познакомиться с прописными буквами. Их писать быстрее и лег­че, потому что они пишутся без отрыва. Это так здорово: мы пишем буквы, слоги, слова на песке не отрывая руки, как двига-ю тся «змейки». Как Вы думаете, понравится это ребенку? Вы пра-ны, конечно, это интереснее, чем писать в тетради.


Этот прием поможет и детям, имеющим нарушения опор­но-двигательного аппарата. Ведь на первых порах для них пись­мо карандашом и ручкой оказывается практически невозмож­ным.

А дальше — сложнее...

«Змейки на песке играли И хвостом слова писали, За узором шли петельки — Это письма маме-змейке. Но пронесся ветерок И засыпал все песок... И в печали мама-змейка: Письма не прочесть никак! Как узнать ей о змеятах? Что случилось? Где? И как? Ты теперь у нас Волшебник! Допиши скорей слова, Выручи ты маму-змейку Доброй силой Волшебства!»

(Стихи Д.Фролова)

Взрослый проговаривает и пишет на песке с помощью ве­ревочки знакомое слово, ребенок его читает. Теперь можно предложить ребенку засыпать любую часть слова песком. А потом — восстановить его, написав веревочкой недостающие элементы. Усложненный вариант — ребенку предъявляется сразу фрагмент слова или фразы, без предварительного зачи­тывания и просмотра написанного.

Предложенные нами модели игр могут Вами творчески обо­гащаться, дополняться, преобразовываться. Также на песок можно переносить и все известные Вам игры, направленные на формирование навыков письма.


Серия игр «Песочная грамматика»

Важно научиться не просто писать, но писать правильно. Даже самые скучные орфограммы можно превратить в увле­кательные игры и сказки. Например, для того чтобы писать грамотно, важно различать гласные в сильной и слабой пози­ции. Маленькому ребенку не обязательно знать это правило — его научат этому в школе. А подготовить его к школе мы смо­жем с помощью такой игры-сказки:

«Теперь мы отправляемся с тобой в страну, где живут це-целые слова. Как раз сейчас они готовятся к балу. Хозяйка этой Страны — Фея Ударение. Она всегда правит балом.

А еще — у Феи есть Волшебная Палочка. Когда Фея до­трагивается ею до какого-то одного гласного звука в слове... Происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу и ста­новится главным в слове. Принцессу почитают остальные внуки, составляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцессы, сами они часто становятся едва разли­чимыми.

Имя Принцессы — ударный гласный, который мы всегда Хорошо слышим. И никогда не ошибемся, когда будем писать это слово. Например,

Слово есть у нас ГОРА — Здесь Принцесса — буква А!

В этом слове другую гласную — О — почти не видно, пло­хо слышно. О стала Золушкой. Когда мы произносим слово ГОРА, имя Золушки "О" слышится нам как имя Принцессы "Л". Конечно, имя Золушки легко перепутать, написать непра-иильно и тем самым сильно обидеть ее.

Но не печалься, сказка на то и сказка — в ней царит Добро. В других словах, которые здесь называют родственными, Зо­лушки тоже становятся Принцессами. Ведь их касается волшеб­ной палочкой справедливая Фея Ударение. Попробуй, измени слово ГОРА так, чтобы Золушка стала Принцессой!»


Для разыгрывания этой и подобных ей сказок на песке Вам потребуются буквы, составляющие слово с безударной глас ной и проверочное к нему, а также палочка, символизирую щая ударение, фигурки Феи, Принцессы и Золушки.

Рассказывая сказку, Вы выкладываете на песке слово. Ребе нок берет в руки фигурку Феи и Волшебную Палочку. Совмест но с Вами или самостоятельно он произносит написанное на песке слово, интонационно выделяя ударный звук. Держа в руке фигурку Феи, он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над буквой след — ударение. Далее он ставит фигурку Прин цессы над ударной гласной, а над безударной — фигурку Зо лушки. Те же действия производятся и с проверочным словом.

Можно поиграть и со стихотворной инструкцией.

В каждом слове — царство звуков,

Там на праздничном балу

Фея Ударенья может

Отметить Принцессу свою.

Звук ударный отмечает

Фея палочкой своей,

И отныне его имя

Знает каждый из людей.

Безударные же звуки

Фея в Золушки берёт,

А в соседнем царстве звуков

Их в Принцессы выдает.

А скажи мне, мой хороший,

Кто Принцесса в слове «лошадь»?

(стихи Д.Фролова)

Хочется привести цитату из учебника по русскому языку для 2-го класса: «Безударную гласную в корне слова надо про­верять. Для этого надо изменить слово или подобрать одноко-ренное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную». Не правда ли, похоже на нашу сказку? Вы видите, что из любого сложного правила можно сделать интересную игру.


Л как же быть со словарными словами, ведь их нельзя про­верить? Конечно, их нужно запомнить, чтобы не обижать Золу-м к. Ведь в этих словах им никогда не стать Принцессами. Но даже не этого больше всего хотят Золушки. Они мечтают, что­бы их заметили и запомнили. Для этого Вы можете подключить уже известные Вам приемы, описанные в нашей книге.

Для закрепления материала можно предложить ребенку сле-дующую игру:

«Однажды над Страной Цветов

Пронесся ураган,

Один из звуков он унес

С собой за океан...

И вот уж высохла р...ка,

Уснули все л...са,

И солнце красное уже

Не светит в н...бесах!

Погибнет так Страна Цветов!

Что делать? Помоги!

Найди скорей пропавший звук

И жизнь в цветы вдохни!»

(стихи Д.Фролова)

Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписыва-ет в свободное место ту гласную, которую считает похищен­ной. Например, в слово «Р...КА» ребенок вписывает «У». Полу-чается «РУКА». Взрослый читает соответствующую строчку ин-струкции. В нашем случае это: «И вот уж высохла РУКА». Так Ли это? Та ли это буква? Если ребенок вставляет правильную гласную, слово оживает. При этом важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке рождается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку, можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с дру-


гими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а так­же учится комментировать свои действия.

Итак, Вы познакомились с идеей проведения образователь­ных игр на песке. По такому же принципу, уже самостоятель­но, Вы сможете придумать аналогичные игры с цифрами, ариф­метическими действиями, геометрическими фигурами, исполь­зуя, к примеру, дидактический материал к играм М.Монтессо-ри. Используя принципы наших игр, можно начинать изуче­ние иностранного языка. Надеемся, что Вам доставит удоволь­ствие процесс придумывания прозаических и стихотворных инструкций к играм. В этом Вам наверняка поможет и ребе­нок. Уверены, что песочные игры сделают ваши учебные заня­тия увлекательными. Ребенок полюбит УЧИТЬСЯ!

Но главное — Ваше сотворчество с ребенком. Вы и он — единое целое. И нет для него мук учения, потому что ВЫ — рядом!


ГЛАВА 2

Песочная энциклопедия (познавательные игры на песке)

кружающий мир многогранен и удивителен. Мно­гие мечтают побывать в разных уголках планеты, совершить путешествие во времени, исследовать

другие миры... Не у каждого из нас есть реальная возможность ниочию увидеть альпийские луга, жизнь под водой, египетские пирамиды и другие красоты Вселенной. Эти потребности и же-Лйния человек реализует, читая фантастические романы и исто­рические книги, сопереживая героям приключенческих филь­мом, посещая музеи... Для нас так важно во всем принять непос­редственное участие. В связи с этим появляются виртуальные компьютерные игры, создающие иллюзию реальности. Однако гоиременные ученые и фантасты все чаще предупреждают о негативных последствиях подобных экспериментов с психикой человека. Что же делать? Ведь так хочется побывать везде и по­участвовать во всем! Без риска для здоровья, сохраняя душев-'I. и равновесие, мы моделируем мир в песочнице.


Именно на песке мы можем создавать разные миры: путе­шествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Например, используя фи­гурки доисторических животных и людей, мы знакомим ре­бенка с жизнью древней Земли. Выкладывая в песочнице кра­сивые ракушки, кораллы, фигурки морских обитателей, совме­стно с ребенком мы отправляемся в «подводную Одиссею», как Жак Ив Кусто. Побывать на Марсе или других планетах нам помогут камни, детали конструкторов (например, «Лего»), фи­гурки трансформеров или космонавтов.

Но мы можем путешествовать и по нашей истории: созда­вать селения древних славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить кре­пости, защищать свой город от врагов, воссоздавать быт коче­вых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать Нов­город и Полтаву, закладывать Санкт-Петербург, побывать на первых верфях Петра Первого, поучаствовать в ассамблеях.

Познавательные игры на песке мы делим на несколько ви­дов.

1. Игры, направленные на знакомство с окружающим ми­
ром. Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных
(диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря,
острова, город, транспорт и пр.

2. Географические игры. Здесь мы узнаем, как живут люди
в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различ­
ные климатические зоны и жизнь в них.

Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Создадим «живые» картин­ки на песке. Ставим фигурки экзотических деревьев и кустов по ярусам (помните, чего нет в коллекции — заменяем при­родным материалом), обвиваем их лианами — веревочками, размещаем на них фигурки обезьян, птиц, развешиваем фрук­ты и устраиваем тропический ливень. Между прочим отметим,


|fo диже дети с проблемами развития надолго запоминают ма- Мриал, изучаемый в подобных играх.

«Нету в тропиках берез, Нету в тропиках осин... В многоярусных лесах Ждет чудес огромный мир! Пальмы, финики, бананы Обвиты лианами, Мы попрыгаем по ним Вместе с обезьянами. Расцветают там цветы Удивительной красы, А какие там плоды! До чего ж они вкусны! Не пугает даже дождь Нас тропический... Как бамбук под ним растем И до солнца достаем — Удивительно!»

(стихи Т.Грабенко)

Если Вы будете совершать путешествие на Северный по-и юс, запаситесь солью, пенопластом, ватой и пр. На поверхно­сти песка это будет символизировать вечные снега. Так же мож­но создавать и горные вершины.

3. Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для нас — использовать со­племенную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в «мирных», познавательных целях.

После просмотра мультфильмов Вы можете предложить ребенку воспроизвести на песке наиболее запомнившуюся кар­ги нку, проиграть еще раз волнующую ситуацию, придумать к ней альтернативное продолжение.


Разыгрывая «звездные войны» на песке, реализуя желание быть супергероем и вечно живым, ребенок освобождается от внутреннего напряжения и получает от Вас много интересной информации о космических телах, кораблях, исследованиях.

4. Исторические игры.

Мы восхищаемся диарамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это не что иное, как застывшая песоч­ная картина. Только в песочнице ребенок может все САМ по­строить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, мы не раскроем секрет, сказав, что профессиональ­ные военные используют игры на песке, изучая стратегию бо­евых действий...

5. Игры-экскурсии по родному городу.

Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ жизни и образ мыс лей жителей. История города, как и жизненный путь человека, богата различными событиями. Эти события можно разыгры­вать на песке.

Милые взрослые, все, что Вы увидели и узнали, прочитали и услышали, попробуйте «рассказать» ребенку на песке! Для примера мы хотим Вам предложить фрагмент исторической игры.

История России в играх на песке

—Л

то игра-размышление. Перед детьми ставится воп­рос, например, где и как строились русские горо­да. За помощью можно обратиться к карте: «Ты

на карту посмотри, реку Волгу отыщи, города поволжские сме­ло назови». Когда ребенок выполнит задание, ему предлагает ся следующий вопрос: «Как ты думаешь, почему большинство городов строят именно у реки?» Здесь ребенок может высказы вать любые предположения. После этого ему предлагается про­ложить реку в песочнице. Важно обратить внимание на то, что


у рек, как правило, один берег крутой, а другой — пологий. Может быть, так и получилось у Вас в песочнице?

Следующая проблема, которую решает ребенок: на каком берегу лучше строить город и почему. Важно, чтобы он при­вел веские аргументы в защиту своей позиции. Вы можете рас­сказать о принципе древнерусской застройки: города строились на высоком берегу, чтобы обеспечить лучшую защиту от вра­гов, наводнений, паводков. После этого можно начинать стро­ить в песочнице город: «С чего город ты строить начнешь, как от врагов убережешь?» Дальнейшему строительству можно помогать вопросами: «Что ты построишь за стенами крепости (церкви, дома, верфи и пр.)? Чем занимаются люди (собира­тельство, растениеводство, охота, животноводство, путеше­ствия по реке, торговля и войны)?» Здесь Вы можете поделить­ся с ребенком своими знаниями о том, как зародилось сельс­кое хозяйство, градостроительство, архитектурные стили, как появились дружинники и купцы и пр. (начинается игра с рас­сматривания карты; медленная речь взрослого сопровождает строительство ребенком песочного города; знак «fSf» простав­лен в тех местах, где предполагаются детские ответы).

Инструкция к игре в стихах может выглядеть так:

Сегодня, милые друзья, Начнется новая игра! Про города и про леса, Озера, реки, небеса, Про то, как в давние века Сложили люди города. Возьми-ка карту побыстрей, Смотри — как много рек на ней, А по реке — все точки... Да, Так отмечают города. Вот Волга — главная река, На ней — большие города. Меня вдруг память подвела...


Y

Давай прочтем их имена. А вот еще одна загадка, Спрошу сейчас я для порядка: Уж с давних лет всегда-везде Селились люди на реке. А почему же их всегда Тянула так к себе вода? Какой секрет, или беда — На реках строить города?

m

Ты выбрал очень верный путь! Я помогу тебе чуть-чуть: Вода нужна и для питья, Для стирки грязного белья, Вода нужна коров поить, А летом — огурцы полить, Как по дороге, по реке Мы можем ехать налегке В другие города и села, Куда иного нет пути: Через леса к ним не пройти! Река еще, в конце концов, Хранит людей и от врагов: Враг не прискачет по воде, Утонет он в большой реке. А при пожаре без воды «И ни туды, и ни сюды»! Поэтому, дружок, всегда Селились люди — где вода.

m

Есть у реки высокий берег, Сухой и солнечный всегда, Другой же — низкий, плоский берег, Там иногда стоит вода.


И вот вопрос тебе, дружок: Где будешь ставить городок? Каким твой берег должен быть? Тебе же в городе том жить!

m

Ты верно думаешь, дружок:

Высокий лучше бережок.

На низком избы и поля

Затопит по весне вода.

Ну, ладно, место мы избрали,

А вот с чего же начинали

Строительство тут городка

В далекие от нас века?

Покоя все тогда не знали:

Враги нежданно нападали

И грабили все города,

Чего же строить-то зазря?!

А вот тебе вопрос-догадка:

Что ставят вкруг всей стройплощадки

Здесь, в твоем городе родном,

Когда хотят построить дом?

Fff

Ну, молодец, что догадался! Никто в тебе не сомневался! Конечно, нечего хитрить, Сначала — все огородить! Ну, хорошо! Огородили, Песка побольше навозили... А что намерен ты потом Построить в городе своем? Сначала — свой, наверно, дом, Дворец для детских игр — потом, Конечно, школу, Мюзик-холл,


Бассейн, Исаакиевский собор...

Но это лишь мои догадки,

Ты должен строить без подсказки...

m

Чем люди раньше занимались, Что делали, над чем старались? Ведь раньше не было заводов, Котельных, фабрик, пароходов, Так как же люди раньше жили? Еду себе как находили? Вокруг луга, поля и лес, Глухой, бескрайний — до небес. Чем им заняться? Что добыть? Как без зарплаты им прожить?

ш

Коль приглядеться, всюду есть, Что человеку можно съесть: Грибы и ягоды, малина, Щавель и дикий лук, рябина. Все люди в пищу собирали, Потом — охотникам меняли На птицу или на зверей, А рыбакам — на окуней. В полях копались до зарницы: Овес сажали, рожь, пшеницу, Вот главная из их проблем — Себе добыть, да на обмен.

m

Теперь же, если не устали, Придем к тому, с чего начали: Река всех кормит и хранит, Твой город счастья здесь стоит! А что еще дает река?


Еще в чем людям помогла? Река сливается с другими, И маленькими, и большими, Проходят реки много стран, Выходят даже в океан! Как это свойство наших рек Полезным сделал человек?

m

Торговля? Верно ты сказал! Ведь каждый город торговал. По рекам, испокон веков, С товаром лодки шли купцов. Война же если возникала, По рекам быстро приплывала Под стены наших городов Армада кораблей врагов. Но, чем напрасно воевать, Гораздо лучше — отдыхать! И, как Том Сойер, налегке Поплавать по большой реке.

Ж

Когда ты вырастешь большим,

Возьмешь себе ты отпуск долгий,

Купив билет на пароход,

И... «вниз по матушке, по Волге»...

На этом мы сейчас кончаем,

А завтра снова поиграем!

(стихи Д.Фролова)


Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу

ти игры лучше проводить после прогулок по городу для закрепления новой информации, пережитых

эмоциональных впечатлений, систематизации новых зритель­ных образов.

Например, на песке строится панорама — вид с Троицкой площади. Что же мы здесь видим? Красавицу Неву, на берегах которой слева от нас — первый дом в городе, Домик Петра. Запомнил ты его? Создай его, пожалуйста! А что ты можешь о нем рассказать? Чем он знаменит?

Справа — Заячий остров, на нем стоит... Правильно! Пет­ропавловская крепость. Помнишь, кто ее строил? Что ты об этом можешь рассказать?

Напротив нас, через Троицкий мост — площадь Суворова, Марсово поле, Летний сад, Мраморный дворец.

Все это моделируется в песочнице. Так легко и естественно ребенок учится ориентироваться в пространстве. Схематично изображая план города, он оживляет в памяти все свои впе­чатления. Для осмысления и более полного закрепления мате­риала можно использовать изображения архитектурных объек­тов, вырезав их из открыток.

Игру можно сопровождать любыми стихами (например, А.С. Пушкина). А мы Вам предлагаем стихи Дмитрия Фролова:

Красив наш город Петербург! А он ведь строился не вдруг-Здесь раньше был лишь стройный лес, Тянулись ели до небес, И их, как синяя кайма, Объяла славная Нева. Невой царь Петр восхищен: «Здесь будет город заложен!» —


Воскликнул он. И топоры

Под корень лес весь извели.

Вот с этой площади, мой друг,

И начинался Петербург.

Вот тут — солдаты за два дня

Срубили домик для Петра.

А сами жгли вокруг костры —

Так заедали комары!

Царь Петр вначале строит крепость,

И это вовсе не нелепость:

Ведь город надо охранять,

От шведов грозных защищать.

Вот тут — есть остров небольшой,

Где зайцы бегали гурьбой,

Здесь зодчий Доменико Трезини

Таскал, как все, с землей корзины...

И стройкой всей руководил.

Он план сначала начертил:

Шесть бастионов будут здесь,

Дом коменданта тоже есть,

Потом Большой монетный двор

И Петропавловский собор.

Сурова, неприступна крепость —

Она грозой была всегда!

Она — единственная в мире —

Не воевала никогда!

Потом — в ней царская тюрьма,

Никто отсюда, никогда

Не совершил побег на волю,

Здесь все свою испили долю...

Где дом Петра — там спуск к воде

И лодки царские везде.

Царь Петр флот всегда хвалил:

Мосты он строить не любил...

Немало Петр свершил побед,


46 G




И город постепенно рос,

Но только через двести лет

Здесь был построен первый мост.

Но чем прекрасен юный град —

Здесь есть чудесный Летний сад!

В саду стоит дворец Петра,

Нам посетить его пора.

В нем ассамблеи Петр давал,

Гостей заморских принимал

И медом нашим всех поил,

А чай пить — в Чайный дом водил.

В саду растет столетний дуб,

И памятник Крылову тут.

На озере, где был ручей,

Резвится стая лебедей.

И петербургская вся знать

Ходила в Летний сад гулять...

Ну как, друзья, вы не устали?

Сегодня много вы узнали?

А если нет, летим кометой

Смотреть восьмое чудо света!


Да вот незадача — никак не поднять! Из камня они — их никто не катает, Они нашу стрелку давно украшают! Построил ее Тома де Томон, Действительно, чудо создал нам он! О стрелке, друзья, можно много сказать, Но время занятие наше кончать. Мы завтра экскурсию с вами продлим, Михайловский замок в песке создадим.

Должны знать свой город

Мы все назубок!

И лишний на это не жалко урок!

Как Вы поняли, эти занятия можно проводить с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Песочными иллюстрациями можно сопровождать знаком­ство ребенка с мировой художественной литературой. Начи­ная с басен, потешек, переходя к легендам, сказаниям, были­нам, мифам...



Васильевский остров — самый большой, К заливу выводит наш город речной. Мы вышли сейчас на стрелку к нему, На кончик, которым он делит Неву. Колонны ростральные гордо стоят, Как прежде, костры на них часто горят, Костры на колоннах — маяк кораблям: Плывите, заморские гости, все к нам! На стрелке, на стрелке — у самой воды — Стоят на подставках большие шары. Их можно бы было слегка покатать,


Ь.


ГЛАВА 3

Тайны нашей души (проективные игры на песке)

чень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить «трепет» души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать

друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли»? Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас кото­рого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как ему реализовать свои творческие потенци­алы, приоткрыть перед нами тайны своей души? Психологи скажут, что самое главное — спроецировать свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, что ребенок рас­страивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хо­тел. А в играх с песком все становится возможным. Проигры­вая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, со-


здавая картину из песка, ребенок освобождается от напряже­ния и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, по­лучаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка в данный момент — ландшафт его души. Как это сделать, Вы узнаете дальше.

Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием ковыряются в песочнице. Кто-то ле­пит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разру­шает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем сокровище новые, неожиданные качества. Одни могут ужасать, другие — радовать. Что же нас огорчает и озадачива­ет? То, что нагл ребенок позволяет другим ущемлять свои ин­тересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой ситуации? Один попытается восстановить справедливость и покарать обидчика своего чада; другой — уводит рыдающе­го малыша домой, с чувством горечи и невыраженного проте­ста; третий — сразу начнет учить давать сдачи; а кто-то посту­пит по принципу: «Если деточки дерутся, лучше в драку не всту­пать». Первые сложности нашего ребенка в общении с други­ми детьми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как личное оскорбление и проблему.

К психологу приходят молодые мамы с вопросами: «Мой сын не умеет общаться с детьми — в песочнице отнимает иг­рушки и бросается песком, что делать?» или «Мой сын не уме­ет общаться с другими детьми — в песочнице у него постоян­но отнимают игрушки, а он терпит, что делать?» Оказывается, и «Агрессор», и «Тихоня» проблемны. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как бы сказали психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться.

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть мер»1 нос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей 11"



Индивидуальные игры

i чего начинается проективная игра?

этому мы назвали игры, с которым^ сейчас будем знакомить­ся, ПРОЕКТИВНЫМИ.

Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диаг­ностика, коррекция и развитие ребенка.

Пожалуй, милые читатели, пришло время рассказать вам о том, что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок. Оказывается, что, строя картину из песка, ребе­нок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на пес­ке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» по­падает в бессознательное (пока глубинный смысл проигран­ного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого ин­дивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким обра­зом осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реаль­ность переносится вовне — на песочный «лист», потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых мо­делей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.


Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с коллекцией фигурок и выб­рать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают вни­мание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, про­ецируя на них существующее в данный момент внутреннее на­пряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве — сейчас ему важно проработать имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как будто ра­створяется, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок. Далее ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается сказочная инструкция: «Представь себе, что ты — Вол­шебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник пре­вратить ее в сказочную страну и населить ее разными суще­ствами... Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».

Безусловно, это не единственный вариант введения в пе­сочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (ма­ленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по-разному: «Со­здай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фи­гурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».


Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, вы­строить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельно­го процесса необходимо все разровнять. Как только ребенок начал строить песочную картину, нам важно занять такое мес­то, где нас не видно, но нам видно все.

Некоторые дети начинают построение песочной картины с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У дру­гих создание ландшафта происходит параллельно с привнесе­нием фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фи­гурки на ровную песочную плоскость.

Безусловно, это тоже важная информация для нас. Дети, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего ока­зываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувству­ющими (правда, это может скрываться от взгляда поверхност­ного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, ис­следователями по натуре и пр. «Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте», — пожалуй, эта строчка Б.Пастернака лучше всего опишет их внутренний ритм. Если мы видим отсутствие ландшафта или его условность (например, озеро или река выглядит как неболь­шое углубление в песке — до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины указывает на эту ямку как на водоем), то скорее всего это проявление тенденции к внутренней стаби­лизации. По каким-либо причинам в данный момент ребенку не хочется углубляться в недра бессознательного. Он желает сохранить найденное равновесие. Плоскую песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей.

Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном «листе» даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизи­рует «Я» ребенка, тенденцию к самоактуализации. Фигурка, ко­торая появляется первой, является символом чего-то самого важного для ребенка на данный момент.


Иногда фигурки закапывают. Они символизируют ВЫТЕС­НЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознан­но. Могут закапывать камни (как потенциальные части лич­ности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое дру­гое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребенка: что это, почему закопано и пр.

Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней:

— что это за мир, сказочная страна,

— какие существа ее населяют, какой у них характер, что
они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно
расспросить о каждой фигурке),

— в каких взаимоотношениях они находятся между собой,

— всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране,
если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало луч­
ше, что можно изменить,

— какие события будут происходить в этой стране, что бу­
дут делать герои дальше?

Последние два вопроса стимулируют ребенка вносить из­менения в картину, фантазировать, проецируя свои жела­ния на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять — ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все как есть. Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое со­стояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная «диспо­зиция» выражает состояние динамического равновесия.

Если ребенок говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашива-


ем: «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы ребенок не просто фантазировал, а реаль­но разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изме­нения в картине мы можем спрашивать: «А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или ребе­нок не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение прорабо­тано на бессознательно-символическом уровне.

Если ребенок говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бы­вает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигур­ки, и посмотрим — может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — их сразу не за­метишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны».

Ежели и после этого ребенок удручен, не может найти себе помощника, — это означает, что проблема глубока и потен­циальное бессознательное ее решение еще не созрело. В этом случае можно построить работу по защите страдающего су­щества. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, ког­да кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы усили­ваем психологическую устойчивость, включаем бессознатель­ные защитные механизмы. Быть может, на 3—5-ю игру ребе­нок уже сможет найти помощников обиженному герою.

Один 5-летний мальчик, страдающий эпилепсией, все вре­мя строил в большей части песочного листа сказочную стра­ну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ог-


рада. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди восста­навливали свою страну. На вопрос: «Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебнику?» — мальчик отрицательно качал головой. В те­чение 5 сеансов дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и со­здавал. Наконец, мальчик сказал, что если люди хотят спра­виться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в кар­тине появился камень — он был закопан). Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз мальчик заявил, что к камню может подой­ти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. «Не победить, а ос­тановить», — подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в од­ной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложновоспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как не просто остановить дракона. Оказалось, что просто прошептать заклинание недостаточно. Его нужно про­износить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала, что с ре­бенком происходит «что-то странное». Дома он стал «куксить­ся», что обычно предвещало начало припадка, при этом шеп­ча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напу­гало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последова­ло. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.

Этот эпизод показывает динамику бессознательной рабо­ты над заболеванием. Конечно, дорогой читатель, Вам сразу стало ясно, что образ дракона — это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало


знаем о бессознательном и его возможностях и, конечно же, иллюстрирует эффективность игры в песок.

Другой пятилетний мальчик имел серьезные проблемы об­щения со сверстниками и взрослыми, а также общее недораз­витие речи. Входя в комнату, где были дети, он прятался в шкаф или под стол, стараясь скрыться от контактов. На песке он по­строил «Страну Зла»: в центре картины лежала большая яще­рица, ее окружали пауки, змеи, скорпионы и другие существа, имеющие щупальца. Ящерица была хозяйкой страны, и не было силы и желания ее победить. На вопрос: «Хотел бы ты жить в этой стране?» — мальчик ответил: «Ха! Да я в ней живу!» Когда ему было предложено сотрудничество с Добрым Вол­шебником, он указал на героя, который был не таким злым как все, с которым можно было договориться. Этим существом оказалась Крыса. Потихоньку, с помощью Крысы и помогаю­щего ей Доброго Волшебника (его фигурка находилась за пре­делами песочного листа и принадлежала взрослому) мальчик договаривался с другими героями. Кого-то из них убивал (за­капывая в песок или совсем убирая из ящика), а кого-то пере­тягивал на свою сторону. Так продолжалось из занятия в заня­тие. Причем, когда следующая игра начиналась, он восстанав­ливал картину (правда, с меньшим количеством злых героев) и говорил: «Будем бороться со злом!» На шестую игру он ска­зал: «Все, строить нечего, рассказывать не о чем, Страны Зла больше нет. Это — Добрая Страна!» Ящерица так и не ушла из песочницы, но мальчик с ней договорился. Через некоторое время родители ребенка отметили, что он очень изменился. Если раньше из него было не вытянуть ни слова, то теперь, приходя домой, он делится своими впечатлениями, рассказы­вает о друзьях — они появились у него впервые в жизни. Са­мое главное, что мама сказала: «Такое впечатление, что мы те­перь друг друга понимаем».

Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песоч­ных картин. Достаточно уже того, что Вы выступаете органи­затором среды, где ребенок чувствует себя привычно и защи-


щенно, где у него есть собственное пространство, где он — Творец. Этим Вы позволяете ребенку самостоятельно порабо­тать над своей проблемой, поговорить с самим собой. Если Вы работаете с неговорящими детьми или взрослыми, язык песоч­ной картины поможет Вам глубже понять внутренние процес­сы этих людей.

По окончании игры ребенок САМ разбирает песочную кар­тину. Таким образом закрепляется приобретенный на симво-лического-бессознательном уровне опыт.

Игры в группе

гры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть уме-

ния гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаи­модействовать.

Группа может состоять из 2-х, 4-х и более детей. Если Вы имеете дело со сложными детьми (агрессивными, гиперактив­ными), лучше не собирать группу более 3-х человек — Вы бу­дете четвертым.

Детям дается следующая инструкция: «Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того что­бы найти страну, в которой еще никто не жил, — пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас выбе­рите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в но­вой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны».

Образ Волшебника в данной инструкции является «норми­рующим»: его «кодекс чести» не позволяет ссориться, бросать­ся песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуа­лизирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда дети выберут фигурки, можно им предложить созда­вать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди.


«Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной стра ны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом». Или: «Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, что считал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».

Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособленно, другой — распространится на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей включается механизм естествен­ной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного пре­одоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия — способность к понима­нию ближнего и сопереживанию ему.

Специалистам мы хотим предложить в Приложении 5 фор­му протокола, куда Вы можете заносить свои наблюдения за поведением детей и стилем их взаимодействия друг с другом.

Итак, Вы дочитали до последней страницы. Песок раскрыл перед Вами многие свои секреты. Теперь Вы знаете, какие чу­деса можно творить с его помощью. Мы поделились с Вами идеями, а дальше поведут Вас — Ребенок, Любовь, Фантазия и Творчество.

В добрый час!

С любовью, Авторы


Приложение 1 Моделирование игр-сказок на песке

Этапы игры 1. Введе­ние в игровую среду 2. Зна­комство с игрой и ее героями 3. Моде­лирова­ние конфлик­та, трудно­стей. Средства Установка на вниматель­ное слушание и активное участие — присказки, по­тешки, обещание необык­новенных приключений и испытаний. Прослушивание начала сказки, истории и строи­тельство в песочнице иг­рового пространства (ска­зочной страны, замков, дворцов, морей, рек, ле­сов — того, что требуется по сюжету игры), заселе­ние его различными пер­сонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.). Детям зачитывается про­должение истории, в ко­тором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляют­ся силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ура­ган и пр.). Стиль поведения взрослого Доверительный стиль об­щения, внимательное от­ношение к каждому ре­бенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний. Позиция отстраненного рассказчика, доброжела­тельного и мягкого по­мощника, исследователя создаваемого простран­ства. Создание ситуации, в ко­торой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негатив­ные эмоции, при этом взрослый может высту­пать разрушителем, ис­пользуя фигурки и куклы.

Этапы игры Средства Стиль поведения взрослого
4. Выбор пути 5. Борьба и победа Обращение к ребенку за помощью: — что будет с жителями страны? что же делать? как быть? сможешь ли ты помочь? — только ты (вы), с та­ким добрым сердцем, сможешь помочь жите­лям этой страны. Можно облачаться в ска­зочные одежды и знако­миться с помощниками. Дети отыгрывают ситуа­цию борьбы со злом. Здесь они — мудрецы и рыцари, феи и волшебни­ки. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восста­новление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творца­ми — восстанавливают мир в соответствии со сво­ими желаниями и приоб­ретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усили­вается успешный опыт— детям благодарны все ска­зочные существа. Взрослый — заинтересо­ванное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, под­бадривает, вселяет веру в себя, указывает на потен­циальные возможности ребенка. Применимы суг­гестивные интонации. Он поддерживает, подбад­ривает, высказывает свою заинтересованность, вы­ражает уверенность в том, что у ребенка все получит­ся. Потом высказывает искреннее восхищение ре­бенком, благодарность за выдумку, доброту.

Этапы игры Средства Стиль поведения взрослого
6. Утверж­дение по­беды 7. Перс­пектива дальней­ших при­ключений Спонтанное продолже­ние игры, в которой про­исходит празднование победы. Рассказ о последующих играх, приключениях. Взрослый спрашивает об эмоциональном состоя­нии детей, мыслях и чув­ствах, которые возникали в процессе игры, понрави­лось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситу­ацию и пр. Взрослый заинтриговы­вает ребенка.

Приложение 2 Начало игры. Стихотворные разминки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: