Система национальных счетов

В подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран нац. продукт рассчитывается по системе нац. счетов (СНС). СНС представляет собою определенный способ упорядочения информации об эконом. операциях, совершаемых хоз. субъектами в процессе общественного воспро-ва.

СНС появилась в 1940-1950 гг. в наиболее развитых странах в ответ на потребность органов гос. управления в информации макроэкономического характера, необходимых для разработки эконом. политики, принятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В 1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила пересмотренную систему нац. счетов, которую большинство стран мира признали необходимым в ближайшие годы внедрить в качестве м/н стандарта.

Посредством нац. счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей нац. экономики, выработать эконом. политику, провести сравнительный анализ потенциалов эконом. развития различных стран.

Особенностью системы нац. счетов является её всеохватывающий характер. Во-первых, она учитывает деятельность всех участников про-ва материальных благ и оказание услуг: органов гос. управления, лиц свободной профессии, наемной прислуги, владельцев жилья и т.д. Во-вторых, система нац. счетов содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все эконом. операции, стадии эконом. процесса, активы и пассивы производственного процесса.

Эконом. субъекты и операции в системе нац. счетов. Эконом. агенты группируются в 6 секторов:

1. производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых услуг), или нефинансовые предприятия. Сюда входят гос. предприятия, частные компании, акционерные общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и др. лиц), а также предпринимателей;

2. финанс.учреждения и организации - коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и др.;

3. гос. учреждения, которые оказывают услуги, не являющиеся объектом купли-продажи:

- органы гос. управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);

- гос. финансово-кредитные организации (нац. банк, гос. финансовые компании, налоговые инспекции и др);

4. частные некоммерческие организации, обслуживающие дом. хозяйства. К ним относятся - общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;

5. дом. хозяйства, к которым относятся собственно дом. хозяйства, и коллективы лиц, выполняющие эконом. операции по обеспечению своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);

6. заграница (остальной мир) - это все эконом. агенты за границей, которые осуществляют операции с эконом. субъектами данной страны.

Эконом. операции представляют собой действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации эконом. стоимости.

В системе нац. счетов выделяются виды операций:

- с материальными благами и услугами. Они охватывают эконом. процессы, связанные с про-вом и распределением материальных благ и услуг. Эти операции отражаются на счетах про-ва, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капитальные вложения, и др.;

- по распределению доходов между эконом. секторами. Сюда входит система начисления зарплаты, процентов, дивидендов и т.п.;

- финансовые, включая операции с ценными бумагами, валютой, активами и пассивами денежных средств.

Структура системы нац. счетов. Система нац. счетов представляет собой сводные таблицы, в которых отражаются имеющиеся ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операции записываются два раза:

- первый раз как актив продавца

- второй раз как актив покупателя.

Система нац. счетов состоит из 3-х блоков. Первый дает возможность сопоставить инвестиции и сбережение и дать количественную оценку создания, распределение и конечного использования нац. дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения продуктов между отраслями. Третий представляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.

Нац. счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, отражающей функционирование нац экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами. Движение денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый из которых равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Измерив, поток денежных расходов или поток доходов, мы определим весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. нац. продукт. Нац. продух в денежной форме есть общая стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за определенный период, обычно за год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: