Особенности гос. политики занятости в РБ

Структура занятости населения. Формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно.

Основная часть трудовых ресурсов (70%) сосредоточена в общественном про-ве. Это один из показателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам. В последние годы даже произошло увеличение спроса на рабочую силу. Уровень городской занятости составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65.9%.

Политика по сохранению кадрового персонала и недопущению массовых увольнений сопровождается консервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочей силы. Современная ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на про-ве, а с другой стороны – теневой сектор экономики.

Женская занятость в стране характеризуется относительно высокой долей работающих женщин в сфере услуг. Так, их удельный вес в общей численности – 73,7, торговле и общественном питании – 70,5%. Наиболее низка доля женщин в производственных отраслях: с/х – 39,1; промышленности – 45,7; строительстве – 22,5; на транспорте – 28,9%.

В возрастной структуре занятого населения наметился рост доли молодых работников при сокращении работников наиболее активного трудоспособного возраста (30–39 лет) и повышении доли работающих лиц более старших возрастов. В целом по экономике доля работающих пенсионеров составляет 6,2% к общей численности занятых, что ниже среднемирового показателя (7%), тогда как в 1995 г. он был 1,1%.

Сложившийся рынок труда имеет следующие особенности: число заявленных предприятиями свободных рабочих мест превышает численность регистрируемых безработных; сохраняется территориальная дифференциация уровня безработицы – от 0,3% в Минске до 1,2% в Брестской и Витебской областях; увеличивается число граждан, которые не могут трудоустроиться самостоятельно, без помощи органов службы занятости; продолжается снижаться напряженность на рынке труда; по-прежнему сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен перепроизводством специалистов с эконом. и юр. образованием.

Гос. политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении соц. гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Она должна решать 2 основные задачи: удержание безработицы на докритическом уровне; разработка и осуществление мероприятий по соц. защите безработных граждан. Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории РБ создана гос. служба занятости, основными задачами которой являются:

- учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;

- регистрация безработных и оказание им мат. помощи, включая выплату пособий по безработице;

- организация проф. обучения и переобучения безработных;

- регулирование процессов трудовой миграции

Главной целью деятельности гос. службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы. Основным звеном гос. службы занятости являются районные и городские центры занятости.

К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:

1) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их гос. поддержке;

2) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

3) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития нац. экономики;

4) повышение территориальной мобильности рабочей силы.

В РБ с целью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываются гос. программы занятости. Основные приоритеты программ – это вовлечение в эконом. деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: