В электродвигателях постоянного тока малой мощности при двухполюсном исполнении применяется простая петлевая обмотка, а при четырехполюсном - простая волновая обмотка якоря.
Вылет лобовой части обмотки по оси вала составляет
м (2.1)

Полезный поток полюса при нагрузке машины
Вб, (2.2)

Число проводников обмотки якоря
, (2.3)

где
- число пар параллельных ветвей якорной обмотки.
При выборе числа пазов якоря в электродвигателях малой мощности необходимо учитывать следующие обстоятельства. Для ослабления явления «прилипания» якоря к полюсным наконечникам число пазов якоря у малых машин целесообразно выбирать нечетным.
Выбор числа пазов якоря, по опыту построенных электродвигателей малой мощности, можно производить по приближенному соотношению
(2.4)
с округлением до ближайшего целого нечетного числа.
В машинах малой мощности число коллекторных пластин
(2.5)

При этом обычно
при

или
при 
так как в последнем случае применяется простая волновая обмотка якоря, которая выполняется симметричной только при нечетном числе коллекторных пластин.
Число витков в секции обмотки якоря
(2.6)

Число проводников в пазу якоря
(2.7)

Для простой петлевой обмотки якоря первый, второй, результирующий частичные шаги по якорю в элементарных пазах, а также результирующий шаг по коллектору в коллекторных делениях соответственно равны
(2.8)

где
- ноль или правильная дробь, делающая y1 целым числом.
После этого вычерчивается схема обмотки. Примеры выполненных схем обмоток показаны на рис. 2.1 и 2.2[2], где п.д. - пазовое деление, к.д. - коллекторное.

Рис. 2.1 Схема простой петлевой якорной обмотки
Линейная нагрузка якоря
А/м (2.11)

Полученная здесь величина
не должна отличаться от ранее предварительно принятой более чем на ±5%.






