Электрический двигатель — это электрическая машина (электромеханический преобразователь), в которой электрическая энергия преобразуется в механическую, побочным эффектом является выделение тепла.
В основу работы любой электрической машины положен принцип электромагнитной индукции. Электрическая машина состоит из статора (неподвижной части) и ротора (якоря в случае машины постоянного тока) (подвижной части), электрическим током (или также постоянными магнитами) в которых создаются неподвижные и/или вращающиеся магнитные поля.
Статор - неподвижная часть электродвигателя, чаще всего - внешняя. В зависимости от типа двигателя, может создавать неподвижное магнитное поле и состоять из постоянных магнитов и/или электромагнитов, либо генерировать вращающееся магнитное поле (и состоять из обмоток, питаемых переменным током).
Ротор - подвижная часть электродвигателя, чаще всего располагаемая внутри статора. Может следующее исполнение по конструкции:
1. постоянных магнитов
2. обмоток на сердечнике (подключаемых через щёточно-коллекторный узел)
3. короткозамкнутой обмотки ("беличье колесо" или "беличья клетка"), токи в которой возникают под действием
4. вращающегося магнитного поля статора).
Взаимодействие магнитных полей статора и ротора создает вращающий момент, приводящий в движение ротор двигателя. Таким способом происходит преобразование электрической энергии, подаваемой на обмотки двигателя, в механическую (кинетическую) энергию вращения. Полученную механическую энергию можно использовать приводя в движение механизмы.