Введение

Разработка формулы ценового индикатора для моторных топлив на стадии перехода от контрактного к биржевому рынку с учетом критериев качества нефтепродукта

Грушевенко Екатерина Валерьевна

Институт энергетических исследований Российской Академии Наук.

Аннотация

В целях реализации мер государственной политики в области антимонопольного законодательства и контроля над оптовым рынком нефтепродуктов необходимы ценовые индикаторы, отвечающие принципам прозрачности и объективности. В данном исследовании рассматриваются особенности формирования индикативных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке Российской Федерации (РФ) и оценивается возможность внедрения двусоставного индикатора на основе биржевых и внебиржевых цен на нефтепродукты. Исследование предлагает включение в индикаторы цен на нефтепродукты механизмов, стимулирующих производителей к выпуску высококачественных моторных топлив классов Евро-4 и Евро-5. Также приведен сравнительный анализ разработанного индикатора с существующими индикативными ценами, рассчитываемыми по формулам, предложенным в разное время государственными регуляторами, продемонстрировавший большую чувствительность разработанного индикатора к состоянию биржевого рынка и стандартам качества нефтепродукта.

Нефтепродукты, индикативные цены, ценообразование, биржа, бензин, дизельное топливо, классы топлива, стандарты качества, биржевой рынок, внебиржевой рынок.

Введение

Цены на российском рынке нефтепродуктов на современном этапе его развития регулируются посредством ценовых индикаторов. Ценовые индикаторы рассчитываются по формулам «нет-бек» от зарубежных торговых площадок Амстердам-Роттердам-Антверпен, торговая площадка Средиземноморье и торговая площадка Сингапур для различных групп нефтеперерабатывающих заводов. Основной принцип цены «нет-бек» - принцип равнодоходности для компаний поставок нефтепродуктов на экспорт и внутренний рынок [1]. То есть максимально допустимая отпускная цена для завода формируется как разница между котировкой на зарубежной торговой площадке и транспортом до нее с учетом соответствующих российских налогов и экспортных пошлин.

В качестве альтернативы привязке цен к зарубежным рынкам, как правило, рассматривается формирование цены на внутрироссийской ликвидной бирже. В случае привязки цен на нефтепродукты к котировкам на базисах поставки внутри Российской Федерации удалось бы избежать некоторых рисков, навязываемых существующей системой ценообразования (Таблица 1), однако на данном этапе многие эксперты выражают сомнение в готовности бирж стать основой для формирования внутрироссийских цен на нефтепродукты.

Это связано в первую очередь с недостаточным объемом торгов нефтепродуктами на российских биржевых площадках. Для достижения отечественными биржами необходимых показателей по объемам торгов необходимо, чтобы через них реализовывалось свыше 30% от общего объема рынка нефтепродуктов [2]. На данном этапе наиболее приближен к этим объемом только рынок керосина – через биржу реализуется около 21,5% от всего объема реактивного топлива, производимого в стране. Для других нефтепродуктов эти показатели, по оценкам, основанным на ежемесячных обзорах биржевого рынка ИЦ «Кортес», ниже: для бензина – 7,5%, для дизельного топлива – 18%, для мазута – 21%.

Таблица 1. Достоинства и недостатки систем ценообразования

«Нет-бек» от зарубежных ТП Система ценообразования в привязке к российским биржам
Высокая ликвидность рынка Недостаточная ликвидность рынка
Не учитывает особенности российского рынка Учитывает особенности российского рынка
Несет значительные риски волатильности и разбалансированности рынка На данном этапе риски волатильности отсутствуют
Обеспечивает равнодоходность экспортных и внутренних поставок нефтепродуктов Не обеспечивает равнодоходность экспортных и внутренних поставок нефтепродуктов
Отсутствует вероятность монопольного сговора на рынке Имеется вероятность монопольного сговора на рынке
Отсутствует стимул к модернизации в отрасли Отсутствует стимул к модернизации в отрасли

Источник: составлено автором.

Как видно из таблицы, обе системы ценообразования несовершенны, однако, учитывая зарубежный опыт и постепенно модернизируя собственную модель формирования индикативных цен, РФ может избежать большинства рисков, наличествующих в обеих системах. В целях формирования перехода к привязке к российскому биржевому рынку предлагается следующий план мероприятий:

1. Сохранить на начальном этапе формулы «нет-бек» с включением в них биржевой составляющей.

2. Сформировать систему, стимулирующую продажи нефтепродуктов через российские биржевые площадки, посредством снижения максимально допустимых отпускных цен, рассчитываемых как «нет-бек» от зарубежных площадок.

3. Сформировать систему контроля над соблюдением антимонопольного законодательства и правил биржевой торговли.

4. Сформировать информационное поле для обеспечения своевременной и объективной информацией всех участников биржевой торговли.

5. Стимулировать потребителей и трейдеров к закупкам нефтепродуктов на бирже, в первую очередь государственных компаний и бюджетных организаций.

6. Полностью перейти на формирование цен через биржевые котировки и начать постепенную интеграцию российских торговых площадок в международную биржевую систему спотовой торговли.

7. Повысить ликвидность российских бирж за счет введения фьючерсов, опционов и прочих финансовых производных[2].

Однако даже при реализации подобного плана мероприятий в индикативном и биржевом ценообразовании отсутствуют механизмы, стимулирующие модернизацию отрасли.

Российская нефтепереработка на данном этапе является сравнительно неразвитой, по сравнению с мировыми показателями (Таблица 2).

Таблица 2. Основные показатели нефтепереработки в различных странах мира.

  Российская Федерация США Европа Мир
Глубина переработки 71% 92% 85% 80%
Индекс Нельсона 4,4 10,16 7,42 6,59
Класс топлива Евро 2,3 Евро 4 Евро 5 Евро 3

Источник: составлено автором по данным информационно-аналитического портала «Нефть России» oilru.com, по данным ИНЭИ РАН.

Такие показатели как «глубина переработки» и «индекс комплексности Нельсона» являются критически важными для компаний-производителей и страны в целом, как собственника природных ресурсов.

Низкая глубина переработки означает, что страна выпускает значительное количество мазута и тяжелых нефтяных фракций, предложение которых на мировом рынке в течение последних нескольких лет превышает спрос в среднем на 100 млн. т в год [3]. Подобный дисбаланс спроса и предложения мазута и тяжелых нефтяных фракций на мировом рынке приводит к снижению цен на эти виды нефтепродуктов, а низкая глубина переработки, в свою очередь, к снижению прибыли для нефтяных компаний и государства.

Индекс сложности (индекс комплексности Нельсона) показывает сочетание первичных и углубляющих процессов переработки на отдельно взятом заводе. При этом он влияет на способность НПЗ производить нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью, высокого качества. Этот показатель важен, в первую очередь, для самих нефтяных компаний оставаясь, тем не менее, личным выбором собственника НПЗ, который имеет право самостоятельно определять технологический состав завода и номенклатуру выпускаемой продукции.

Для рынка потребителей критически важным критерием качества нефтеперерабатывающих мощностей является класс топлива, оказывающий влияние непосредственно на его потребительские характеристики. На данный момент ни одна из систем ценообразования не содержит в себе внутренних механизмов стимулирования по повышению стандартов качества топлива. Административное повышение стандартов качества не всегда является наиболее эффективным рычагом управления для российских реалий. Так, введение стандартов норм Евро-3 на всей территории РФ переносится уже в третий раз с момента принятия решения о переходе на новый экологический стандарт и назначено на конец 2012 года, хотя по планам правительства должно было быть введено еще в январе 2009 года, а затем в январе 2011 года.

В данной статье предложен способ включения внутреннего механизма стимулирования к переходу на высокие стандарты качества в формулу индикативного ценообразования с учетом биржевой и внебиржевой составляющей топливного рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: