В лабораторной работе вращающаяся система представляет собой вал со шкивом и крестовиной так называемый крестообразный маятник Обербека (рисунок). На стержни крестовины можно симметрично насаживать два (или четыре) тела массой
на расстояниях
от оси вращения и прочно закреплять их винтами. На шкив радиусом
наматывается нить, к концу которой привязывается груз массой
. В исходном состоянии система заторможена. После снятия с тормоза, груз
ускоренно движется вниз, а вал с крестовиной и телами
ускоренно вращаются.

Рис. 1. Схема установки маятника Обербека:
1-исходное положение груза
, 2-его конечное положение., 3-площадка
Обозначим
– силу натяжения нити, приложенную по касательной к шкиву вала. Такая же по величине, противоположная по направлению, реакция нити
приложена к грузу
. Радиус шкива
, ускорение
поступательного движения груза
и угловое ускорение
вала связаны очевидным соотношением
. Применим к грузу
второй закон динамики для поступательного движения (в проекции на направление движения)
. Откуда натяжение нити
. К вращающемуся телу (системе тел) применим второй закон динамики для вращательного движения
, где
– момент инерции всего вращающегося тела (или системы вращающихся тел). Момент силы натяжения нити
. Момент силы трения в подшипниках, препятствующий вращению
. Из II закона Ньютона момент инерции вращающегося тела
.
При постоянной массе всей системы момент силы трения можно считать величиной постоянной. Значит и ускорение
тоже постоянно, то есть поступательное движение груза
и вращательное движение вала является равноускоренным. Груз
движется параллельно вертикальной стойке с делениями (линейке). В исходном положении донышко груза устанавливается против верхнего конца линейки. В нижней части линейки имеется площадка 3 (см. рисунок), о которую груз ударяется. Из формулы пути равноускоренного движения
находим ускорение
груза
, где
– время с момента пуска до момента удара груза
о площадку
;
− высота падения Для внешних точек шкива тангенциальное ускорение
, а ускорение, направленное по нормали,
. Для тела
, вращающегося по окружности на расстоянии
, тангенциальное ускорение
и ускорение, направленное по нормали,
.
Момент силы трения
можно определить различными способами. Один из них заключается в следующем. Длину нити подбирают так, чтобы сразу после удара груза
о площадку
при дальнейшем вращении крестовины по инерции нить стала наматываться, а груз
равнозамедленно подниматься до полной остановки. В момент остановки фиксируют крестовину тормозом и измеряют по линейке расстояние
, на которое груз не дошёл до исходного состояния (рисунок). Потенциальная энергия груза в конечном состоянии оказывается меньше, чем в начальном на величину
. Эта энергия израсходована на совершение работы по преодолению сил трения
. С учётом примерного равенства момента силы трения при спуске и подъеме по формуле работы при вращательном движении запишем
, где
– угол поворота от начального до конечного состояния. По определению радианной меры угла
, где число оборотов
, запишем
. Момент силы трения
. Переходя от радиуса шкива к диаметру
, т.к. его удобнее измерять штангенциркулем, для опытного определения момента инерции твёрдого тела вокруг неподвижной оси с учётом сил трения получим окончательную формулу
. (1)
Запишем упрощённую формулу расчёта момента инерции твёрдого тела вокруг неподвижной оси без учёта сил трения
. (2)
Расчёт погрешности. Выразим допускаемую из опыта относительную ошибку
при определении момента инерции без учёта сил трения
. (3)
Из формулы (1) находим расчётную относительную погрешность в определении момента инерции
. (4)
и его абсолютную погрешность
.






