Правоприменение как особый вид реализации права. Субъекты правоприменения в РФ

Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Данная точка зрения является превалирующей в отечественной теории права. Однако существует противоположная точка зрения. Правоприменение - это осуществление правовых норм в правоотношениях и воздействие на обязанных лиц в этих отношениях, посредством юридически значимых действий граждан и общественных организаций

Признаки правоприменения:

· осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

· осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

· сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

· является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

Стадии правоприменительного процесса

· установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов;

· установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

· принятие решения по делу;

· оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме

Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.


Различают следующие типы правоприменения:
1. Судебный тип правоприменения (Субъект применения — суд. Он в каких-либо служебных или организационных отноше­ниях с адресатами решения не находится)

2. Управленческий тип правоприменения. (Субъект правопри­менения находится в служебном или организационном отно­шении с адресатами решения. Субъект правоприменения лич­но заинтересован в вынесении решения. Заинтересованность вытекает из его служебного положения, служебного долга)

3. Административный тип правоприменения. (Субъект право­применения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Адресатом решения может быть гражданин или организация)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: