Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Данная точка зрения является превалирующей в отечественной теории права. Однако существует противоположная точка зрения. Правоприменение - это осуществление правовых норм в правоотношениях и воздействие на обязанных лиц в этих отношениях, посредством юридически значимых действий граждан и общественных организаций
Признаки правоприменения:
· осуществляется в рамках конкретных правоотношений;
· осуществляется в установленных государством процессуальных формах;
· сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.
· является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.
Стадии правоприменительного процесса
· установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов;
· установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);
· принятие решения по делу;
· оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме
Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.
Различают следующие типы правоприменения:
1. Судебный тип правоприменения (Субъект применения — суд. Он в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатами решения не находится)
2. Управленческий тип правоприменения. (Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения. Заинтересованность вытекает из его служебного положения, служебного долга)
3. Административный тип правоприменения. (Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Адресатом решения может быть гражданин или организация)