Рекомендации по антиалкогольному воспитанию

Исходя из социологических исследований, изучения специальной литературы, можно выделить следующие ос­новные задачи антиалкогольной работы со школьниками:

I. Вооружать учащихся знаниями об отрицательном действии спиртных напитков на человека с точки зрения:

а) общебиологической — раскрывать действие алкоголя на организм человека, его органы и системы;

б) генетической — объяснять, как алкоголь влияет на наследственность организма, потомство;

в) медицинской — объяснять вредное воздействие ал­коголя на здоровье человека, на продолжительность его жизни;

г) социологической — раскрывать вредное влияние ал­коголя на производственную деятельность человека, производительность труда, на семейные отношения, воспитание детей, влияние алкоголя на возрастание травматизма, преступности и т. д.

Антиалкогольная воспитательная работа должна быть направлена на вооружение учащихся такими знаниями, которые бы позволили не только сформировать у них правильное представление о вредном действии алкоголя, но и показать несовместимость пьянства с принципами коммунистической морали, с советским образом жизни, раскрыть связь алкоголизма с нарушением советского законодательства.

II. Формировать у школьников определенные психологические тормоза, препятствующие подражанию дурным примерам старших товарищей или взрослых.

III. Воспитывать у несовершеннолетних нетерпимое отношение к употреблению алкоголя, привлекать их к активной борьбе с этим социальным злом.

IV. Своевременно выявлять учеников, которые периодически употребляют спиртные напитки, и проводить с ними индивидуальную воспитательную работу, направленную на преодоление вредной привычки, ограждать других от их вредного влияния.

V. Ознакамливать школьников с действующими правовыми нормами борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Разъяснять постановления ЦК КПСС и Советского правительства, направленные на борьбу с пьянством.

Антиалкогольное воспитание можно проводить в такой последовательности:

1. Изучать причины, порождающие пьянство, и устранять их.

2. Осуществлять дифференцированную пропаганду, направленную на формирование отрицательного отношения к алкоголю.

3. Организовывать эффективную профилактическую антиалкогольную работу среди школьников и родителей.

Формирование у школьников убеждений во вредном действии спиртных напитков будет успешным, если изложение материала сопровождается интересными примерами, используются кинофрагменты, соответствующая худо­жественная литература, приводятся пословицы, поговорки, высказывания ученых и т. д.

Необходимо приучить школьников в каждом конкретном случае сопоставлять свое поведение и поведение других людей с нравственными и правовыми нормами, сознательно корригировать поступки относительно этих норм и требовать этого от других. Привычку соблюдения правил социалистического общежития, моральных и правовых норм следует рассматривать как закономерный результат сознательного отношения учащихся к выполнению своего гражданского долга.

Школьники и молодежь должны соблюдать конституционные обязанности, уважать права и законные интересы других лиц, непримиримо относиться к антиобщественным поступкам, совершенным лицами в состоянии опьянения. Целесообразно раскрывать учащимся особенности борьбы с отдельными видами правонарушений, совершаемых в общественных местах, на производстве, в быту.

Поскольку восприятие алкогольных традиций микросоциальной среды начинается с дошкольного возраста, а формирование алкогольных установок (как негативных, так и позитивных) с 9—10 лет, то проводить антиалкогольную ориентацию учащихся следует в начальных классах.

Антиалкогольная ориентация школьников имеет две стороны — антиалкогольное воспитание и антиалкогольную пропаганду.

Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, негативные алкогольные установки, то антиалкогольная пропаганда — иллюстративная часть антиалкогольной ориентации. Ее задача — поддерживать негативное отношение детей к употреблению алкоголя на основе выработанных в процессе антиалкогольного воспитания взглядов.

Процесс формирования негативных алкогольных установок состоит из восприятия детьми алкогольных обычаев своей микросоциальной среды и выработки личного отрицательного к ним отношения. В этом процессе выделяют три фазы.

Первая фаза охватывает антиалкогольное воспитание детей раннего возраста до 9 (мальчиков) — 11 лет (девочек). Задача антиалкогольной ориентации в этом возрасте — формирование у детей негативного отношения к алкогольным обычаям. Основное внимание в антиалкогольной работе в начальных классах следует уделять нейтрализации алкогольного влияния взрослых на сознание детей. Ведь для детей этого возраста родители, и вообще взрослые, являются примером для подражания. Именно поэтому необходимо особенно широко проводить антиалкогольную пропаганду среди родителей, привлекать их к антиалкогольному воспитанию детей.

Вторая фаза — это работа с детьми переходного возраста. В этот период у школьников вырабатывается собственное отношение к употреблению алкогольных напитков. Антиалкогольная ориентация во второй фазе должна сводиться к активному воспитанию у ребят негативного отношения к алкоголю путем многоплановой комплексной антиалкогольной пропаганды.

У старшеклассников преимущественно уже сложилось свое отношение к алкоголю. Поэтому следует углублять и расширять их негативные алкогольные установки, что является третьей фазой антиалкогольной ориентации.

Антиалкогольная пропаганда, как и любое воспитательное воздействие, эффективна лишь в том случае, если учитываются существенные для данного конкретного возраста мотивы поведения учащихся, уровень их нравственного сознания и образования, специфика познавательной деятельности. При этом нужно принимать во внимание значительное расхождение между знаниями учащихся о вредном влиянии алкоголя на здоровье человека и нравственной оценкой состояния опьянения, от которой зависит формирование отношения к алкоголю в будущем.

Односторонняя медицинская ориентация лишь на «вред алкоголя» способствует воспитанию нравственного формализма и безответственности. Наиболее действенными будут те антиалкогольные лекции и беседы, материалы которых органически вплетаются в целостную структуру школьного предмета. При этом не надо излишне фиксировать внимание на вопросах, связанных с употреблением алкоголя, за исключением случаев, когда повод к специальным антиалкогольным беседам глубоко обоснован. В первую очередь необходимо развивать моральное отвращение к пьянству. Это особенно важно, поскольку мораль обусловливает не только способ мышления, но и соответствующий принцип поведения, практические действия.

Поурочную антиалкогольную пропаганду нужно начинать как можно раньше, так как первая антиалкогольная информация в раннем возрасте запоминается наиболее прочно. При этом следует исходить из задач учебных программ общеобразовательной школы. Например, учитель родного языка должен использовать дидактический материал, не только содержащий нужные орфограммы, но и раскрывающий содержание нравственных понятий, в том числе и антиалкогольного характера. И хотя рассматриваются чисто грамматические категории, при выполнении заданий надо обращать внимание и на содержание предложений. К.Д. Ушинский подчеркивал, что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, чувств, художественных образов.

С целью антиалкогольного воспитания целесообразно подбирать специальные тексты для изложений, диктантов и упражнений, которые помогают учащимся осмыслить безнравственность тех людей, у которых выработалась привычка к употреблению алкогольных напитков. В курсах «Русский язык» и «Русская литература» в IV классе при составлении рассказов по картинкам можно исполь­зовать репродукции картин с элементами антиалкогольного характера как наглядный материал для разъяснения социальной порочности пьянства.

Богатый материал для антиалкогольного воспитания содержат пословицы и поговорки, меткие изречения, заключающие в себе глубокий смысл, народную мудрость. Можно подобрать пословицы на каждую грамматическую тему.

Рассказывая в IV классе о положении народов в царской России (учебник для IV класса «Рассказы по истории СССР»), необходимо подчеркнуть, что спаивание народа, одурманивание его религией и водкой были распространенными способами угнетения трудящихся.

При проведении антиалкогольной пропаганды следует раскрывать несовместимость пьянства с коммунистической моралью, с советским образом жизни. В процессе изучения обществоведения учащихся ознакамливают с постановлением Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» от 7 мая 1985 г.

С антиалкогольным воспитанием следует связать темы «Государство и личность», «Трудовое право», «Административное право», «Уголовное право», которые изучаются в курсе «Основы Советского государства и права». Рассматривая тему «Трудовое право», важно подчеркнуть, что употребление спиртных напитков приводит к нарушению трудовой дисциплины, снижению производительности труда и заработной платы, прогулам, за которые каждый гражданин несет дисциплинарную и материальную ответственность. Объясняя конституционное право на отдых, необходимо подчеркнуть, что в нашей стране созданы все условия для разнообразного культурного и разумного отдыха, который несовместим с употреблением алкоголя.

Учитель истории, пользуясь программным материалом, должен раскрыть социальное зло алкоголизма, которое использовали в своих целях имущие классы России. Рассказывая о развитии экономики Украины в XVIII ст., учитель отмечает, что помещики и церковь с целью наживы широко развивали винокуренное производство, в городах и селах открывали трактиры. Спаивание населения по­могало им эксплуатировать и угнетать трудящихся. Киево-Печерская лавра содержала свои винокурни и трактиры по всей Киевщине, на Подолии, Черниговщине, извлекая огромные прибыли. При изучении в VIII классе в курсе истории СССР темы «Культура народов России во второй половине XIX ст.» целесообразно использовать картины В. Е. Маковского «В трактире», «Друзья — приятели» и др., в которых раскрывается пагубность пьянства. Разъясняя колониальную политику европейских государств, нужно указать на то, что они спаивали народы Азии, Африки и Америки с целью закабаления и ограбления природных богатств колоний. Большие возможности для проведения антиалкогольной пропаганды дают уроки русской и украинской литературы. На них можно показать антисоциальную сущность пьянства, его последствий — отупление и ожесточение человека, потерю идеалов и интереса к жизни, распад личности, что следует связать с изучением курса «Человек и его здоровье». Трагедия пьянства и алкоголизма раскрывается в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в романе М. Горького «Мать», пьесе «На дне». В. Маяковский рассматривал пьянство как один из наиболее опасных пережитков старого мира в новом социалистическом обществе. Убедительный материал о пагубном воздействии алкоголя на личность находим в творчестве П. Мирного, И. Франко, М. Коцюбинского и других украинских писателей.

На уроках русского и украинского языка полезно подбирать диктанты на антиалкогольную тематику с учетом возраста, общего развития учащихся.

На уроках природоведения и биологии можно раскрыть вредное влияние алкоголя на организм человека на всех уровнях его организма — от белка, клетки, тканей до органов, их систем, психики. Антиалкогольное воспитание целесообразно начинать с III класса, используя для этого материал по природоведению, в частности темы: «Строение организма человека и охрана здоровья», «Зубы, уход за ними», «Органы пищеварения», «Нервная система. Гигиена нервной системы».

На уроках природоведения учитель рассказывает об алкоголе как яде, который пагубно действует на все живое— на растительные и животные организмы. Можно провести такой опыт: в марте одну веточку дерева поставить в воду, другую — в 20-процентный раствор спирта; через 8—10 дней первая веточка распустится, а вторая — засохнет.

В VI классе на уроках ботаники при изучении темы «Семя» можно подготовить опыт о влиянии спирта на прорастание семян овса, пшеницы или фасоли.

При изучении одноклеточных организмов на уроках зоологии в VII классе желательно продемонстрировать под микроскопом, какое действие оказывает 10-процентный спирт на инфузорий-туфелек.

В процессе изучения клеточного строения организмов подробно объясняем учащимся, что алкоголь относится к клеточным, цитоплазматическим ядам, которые вызывают свертывание белков и угнетают жизнедеятельность живых клеток, легко проникая через их оболочки. Спирт обезвоживает белковые образования и разрушает белковую молекулу. На уроках курса «Человек и его здоровье», изучая с учащимися тему «Общее знакомство с организмом человека», учитель может указать на вредное действие спиртных напитков на клетки, ткани и рефлекторную деятельность всех органов и систем. При изучении темы «Опор­но-двигательная система» надо объяснить, что под влиянием алкоголя нарушается координация движений, снижаются сила и работоспособность мышц.

О влиянии алкоголя свидетельствует и изменение состава крови, разрушение кровяных телец, а также снижение общего количества крови вследствие отравления костного мозга и печени, в которых образуются красные кровяные тельца. В результате этого алкоголики становятся слабыми и нетрудоспособными. Об этом целесообразно рассказывать учащимся в процессе изучения темы «Кровь и кровообращение». Следует также подчеркнуть, что под влиянием спирта лейкоциты уплотняются и теряют способность к фагоцитозу, а гемоглобин плохо доставляет кислород тканям.

Материал темы «Кровь и кровообращение» позволит раскрыть пагубное влияние алкоголя на сосуды: изменяются их стенки, происходит закупорка артериол и образуется непитательный кровоток в жизненно важных органах, в результате чего питание тканей нарушается, и они перерождаются. Особенно страдают при этом сердце и мозг; происходят склеротические изменения мозговых сосудов, жировое перерождение сердечной мышцы, развивается гипертония. Частое употребление алкоголя может быть причиной инфарктов, инсультов и внезапной смерти.

Дыхательная система у алкоголиков, подвергаясь действию спирта, часто воспаляется и поражается туберкулезом. Алкоголь осложняет течение пневмонии, приводит к пневмосклерозу. Этими сведениями можно дополнить материал темы «Дыхание».

При изучении темы «Пищеварение» учитель опровергает бытующие представления о стимуляции алкоголем пищеварения, рассказывает о прямом отравлении кишечника, нарушении процесса пищеварения, воспалении желудка, кишечного тракта, болезни печени, нарушении всех ее жизненно важных функций. Алкоголизм приводит к развитию желудочно-кишечных заболеваний (гастриту, энтероколиту, язвам, витаминно-белковой недостаточности).

Изучая тему «Обмен веществ и энергии. Выделение», учащиеся могут узнать о нарушении питания, усвоения белков и витаминов, нарушении процессов тканевого обмена и водного режима под влиянием спирта, об истощении организма алкоголиков, нарушении обмена веществ. Подчеркиваем, что у лиц, употребляющих алкоголь, часто наблюдается заболевание почек, нарушение проницаемости почечной ткани вследствие закупорки кровеносных сосудов, снабжающих почечную ткань.

При изучении темы «Кожа» надо объяснить различие между наружным применением спирта (для растирания, компрессов, вызывающих расширение кровеносных сосудов) и внутренним его потреблением, при котором происходит отравление кожи, снижаются все ее функции (защитные, запасающие, выделительные, чувствительные). У алкоголиков появляется отечность, кожа становится пепельно-серой или синюшной, быстро стареет, образуются морщины и складки. Особенно большие возможности для антиалкогольной пропаганды дает тема «Нервная система. Органы чувств», где изучаются системы, которые больше всего страдают от алкоголизма.

Материал темы «Железы внутренней секреции» позволяет раскрыть влияние спирта на гормональную регуляцию. Учитель подчеркивает, что алкоголь непосредственно влияет на половые железы, угнетает образование гормонов половых клеток, что лишает их способности к оплодотворению и развитию.

В конце изучения всего курса «Человек и его здоровье» делается вывод о том, что алкоголь отрицательно влияет на весь организм человека. Подчеркивая особенности отравления алкоголем молодежи и женщин, обосновываются меры борьбы с алкоголизмом в нашей стране. Реализуя межпредметные связи химии и курса анатомии, физиологии и гигиены человека, учитель раскрывает влияние алкоголя и продуктов его окисления в организме на ферментативные системы, белковые структуры клеток, указывает на растворимость алкоголя в жирах, нарушение переноса ионов, всасывания витаминов, изменение жирового, углеводного и белкового обменов. Следует подчеркнуть, что особенно вреден метиловый спирт, сходный с этанолом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: