Националистический жупел «ассимиляторства»

Развивающийся капитализм знает две исторические тенденции в национальном вопросе.

Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств.

Вторая: раз­витие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегоро­док, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т.д.

Обе тенденции суть мировой закон капитализма.

Первая преобладает в начале его развития, вторая характеризует зрелый и идущий к своему превращению в социалисти­ческое общество капитализм.

С обеими тенденциями считается национальная програм­ма марксистов, отстаивая,

во-первых, равноправие наций и языков, недопустимость ка­ких бы то ни было привилегий в этом отношении (а также право наций на самоопреде­ление),

во-вторых, принцип интернационализма и непримиримой борьбы против заражения пролетариата буржуазным национализмом, хотя бы и самым утонченным.

Всемирно-историческая тенденция капитализма к ломке на­циональных перегородок, к стиранию национальных различий, к ассимилированию на­ций, которая с каждым десятилетием проявляется все могущественнее, состав­ляет один из величайших двигателей, превращающих капитализм в социализм[tttt].

Тот не марксист, тот даже не демократ, кто не признает и не отстаивает равноправия наций и языков, не борется со всяким национальным гнетом или неравноправием.

Возьмите Россию и отношение великороссов к украинцам. Разумеется, всякий демократ, не говоря уже о марксисте, будет решительно бороться против неслыханного унижения украинцев и требовать полного равноправия их. Но было бы прямой изменой социализму и глупенькой политикой даже с точки зрения буржуазных «национальных задач» украинцев – ослаблять существующую теперь, в пределах одного государства, связь и союз украинского и великорусского пролетариата.

Противником освободительных стремлений украинцев является класс помещиков великорусских и польских, затем буржуазия тех же двух наций.

Какая общественная сила способна к отпору этим классам? Первое десятилетие XX века дало фактический ответ – эта сила исключительно рабочий класс, ведущий за собой демократическое крестьянст­во. При едином дейст­вии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи.

Национальная справа – сначала, пролетарская – потом, говорят буржуазные националисты и гг. Юркевичи, Донцовы и т.п. горе-марксисты за ними.

Пролетарская справа – прежде всего, говорим мы, ибо она обеспечивает не только длительные, коренные интересы труда и интересы человечества, но и интересы демо­кратии, а без демократии немыслима ни автономная, ни независимая Украина.

Если украинский марксист даст себя увлечь вполне законной и естественной ненавистью к великороссам-угнетателям до того, что он перенесет хотя бы частичку этой ненависти, хотя бы только отчуждение, на пролетарскую культуру и пролетарское дело великорусских рабочих, то этот марксист скатится тем самым в болото буржуазного национализма.

Точно так же и великорусский марксист скатится в болото национализ­ма, не только буржуазного, но и черносотенного, если он забудет хоть на минуту тре­бование полного равноправия украинцев или их право на образование самостоятельно­го государства.

Великорусские и украинские рабочие должны вместе и, пока они живут в одном государстве, в самом тесном организационном единстве и слиянии отстаивать общую или интернациональную культуру пролетарского движения, относясь с абсолютной терпи­мостью к вопросу о языке пропаганды и об учете чисто местных или чисто националь­ных частностей в этой пропаганде.

Таково безусловное требование марксизма. Всякая проповедь отделения рабочих одной нации от другой, всякие нападки на марксистское «ассимиляторство», всякое противопоставление в вопросах, касающихся пролетариата, одной национальной культуры в целом другой якобы целой национальной культуре и т.п. есть буржуазный национализм, с которым обязательна беспощадная борьба.

Сознательные рабочие поняли, что лозунг «национальной культуры» есть клерикальный или буржуазный обман – все равно, идет ли речь о великорусской, украин­ской, еврейской, польской, грузинской или любой иной культуре.

125 лет тому назад, когда не было еще раскола нации на буржуазию и пролетариат, лозунг национальной культуры мог быть единым и цельным призывом к борьбе против феодализма и клери­кализма. Но с тех пор классовая борьба буржуазии с пролетариатом разгорелась по­всюду. Раскол «единой» нации на эксплуататоров и эксплуатируемых стал совершив­шимся фактом.

О национальной культуре вообще могут говорить только клерикалы или буржуа.

Трудящиеся массы могут говорить только об интернациональной (международной) культуре всемирного рабочего движения.

Только такая культура означает полное, дей­ствительное, искреннее равноправие наций, отсутствие национального гнета, осущест­вление демократии.

Только единство и слияние рабочих всех наций во всех рабочих ор­ганизациях в борьбе против капитала ведет к «решению национального вопроса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: