Разлили столь яркий свет на сношения наши с востоком»

А.С.Пушкин

В некрополе 18 века Александро-Невской лавры есть надгробный памятник с загадочной эпитафией, написанной китайскими иероглифами. Перевод надписи на черном граните гласит: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами ». Этот памятник поставлен на могиле монаха Иакинфа Бичурина.

Имя Никиты Яковлевича Бичурина вписано в историю российской науки и просвещения как крупного ученого 19 века: одного из основоположников востоковедения, первого составителя многотомного китайско-русского словаря и блестящего переводчика с восточных языков на русский. Монах Иакинф современниками был признан по праву лучшим синологом Европы.

Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа (9 сентября) 1777 года в селе Акулево (ныне Типнеры) Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье чувашского священнослужителя. В течение четырнадцати лет Никита обучался в Казанской духовной семинарии, преобразованной в 1798 году в академию. В этом учебном заведении он учился прилежно и, освоив курсы грамматики, синтаксимы, пиитики (поэзии), риторики, философии и богословия, получил прекрасное духовное образование. По окончании академии Никита Бичурин в двадцатидвухлетнем возрасте принял монашество и вскоре был назначен настоятелем Иоанновского монастыря с одновременным исполнением обязанностей преподавателя высшего красноречия в Казанской духовной академии.

В 1802 году Иакинф Бичурин назначается настоятелем Иркутского Вознесенского мужского монастыря и ректором Иркутской семинарии.

В 1807 году Святейший Синод определил архимандрита Иакинфа главой духовной миссии в Китае. Сразу же после прибытия в Пекин Н.Я.Бичурин увлеченно стал заниматься изучением китайского языка. В течение пяти лет он собрал более 10 тысяч иероглифов, систематизировал их и подробно описал значение каждого символа. Иакинф проник в тайны мудрых законов древней китайской письменности. В результате он профессионально освоил разговорную и письменную речь китайцев.

За 14 лет пребывания в Китае Иакинф Бичурин хорошо узнал и искренне полюбил китайский народ. Китайцы бескорыстно помогали ему.

Когда в 1821 году глава духовной миссии возвращался на родину, с ним через пустыню Гоби следовал целый караван. Не шелк, не фарфор и не порох вывез монах Иакинф в Россию из Китая. Пятнадцать верблюдов несли тяжелые вьюки весом в 400 пудов с книгами, рукописями, географическими картами, рисунками, которые Бичурин кропотливо собирал и покупал на многочисленных рынках и в книжных лавках Пекина. В этом заключалось его служение Отечеству.

После возвращения из Китая в Петербург Н.Я.Бичурин за упущения в миссионерской деятельности был строго наказан Священным Синодом и сослан в монастырь на остров Валаам. Через три года, благодаря своим глубоким знаниям культуры и языка Китая, отец Иакинф смог вернуться в Петербург. По ходатайству влиятельных лиц из Государственной коллегии иностранных дел император Николай 1 высочайше повелел: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту». И в 1826 году он был переведен из Валаамского монастыря в Александро-Невскую лавру.

В жизни монаха начался новый этап подвижнического труда, который был необыкновенно плодотворен. Накопленные им глубокие знания Востока, колоссальный запас нерастраченной творческой энергии позволили Н.Я. Бичурину в последующие 20 лет написать свыше семидесяти первоклассных сочинений по философии, истории, географии, этнографии, социальному устройству и культуре не только Китая, но и других стран Центральной и Восточной Азии.

Княгиня Зинаида Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, оказала бескорыстную поддержку бедному монаху в издании первой его книги под названием «Описание Тибета». В знак благодарности Иакинф на титульной странице книги поставил посвящение Волконской. Эту книгу Н.Я.Бичурин преподнес поэту Александру Пушкину с дарственной надписью: «Милостивому государю моему Александру Сергеевичу Пушкину от переводчика в знак истинного уважения».

Часть книг отца Иакинфа сразу же после выхода в свет в Петербурге была переведена на французский и немецкий языки. Это принесло Н.Я.Бичурину европейскую славу.

В 1828 году за выдающиеся заслуги в области востоковедения Иакинф Бичурин был заслуженно избран членом-корреспондентом Императорской академии наук. По представлению группы французских ученых в 1831 году он становится действительным членом Азиатского общества в Париже. Четыре раза Академия присуждала Н.Я.Бичурину Демидовские премии – высшую награду России. Первой отметили труд «Историческое обозрение ойратов и калмыков».

Н.Я.Бичурин дважды (1830-1831, 1835-1838) принимал участие в экспедициях по Сибири. В Кяхте (Бурятия) им было основано училище китайского языка. Во время поездок по Забайкалью он встречался со ссыльными декабристами. Особые дружеские отношения связывали его с Николаем Бестужевым.

В Санкт-Петербурге, посещая литературный салон князя В.Ф.Одоевского и общаясь с лучшими деятелями русской культуры: А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, И.А.Крыловым, А.И.Герценом, И.И.Панаевым, М.И.Глинкой др., - Бичурин приобщился к литературной работе.

Востоковед и историк Н.И. Веселовский о нем писал: «С этого времени начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже иностранный ученый мир».

Переводы, очерки и полемические статьи отца Иакинфа Бичурина систематически печатались в периодических отечественных изданиях и за рубежом. С присущей ему страстностью Н.Я.Бичурин настойчиво полемизировал со многими европейскими учеными, изображавшими Китай страной варварской и отсталой, с особой гордостью он защищал русское востоковедение.

В последние годы жизни Н.Я.Бичурин выезжал на лето из Александро-Невской лавры в Мурино – большое село, принадлежавшее графу Воронцову. Здесь, на загородной даче своего друга А.И.Карсунского, вдали от столичной суеты, он занимался переводами древних китайских рукописей. Внучка Александра Карсунского Н.С.Моллер вспоминала: «Отец Иакинф пользовался в Мурино большой популярностью и уважением. Его все там знали – как дачники, так и крестьяне – с мала до велика. Крестьяне называли его отец Иким, и предание о нем сохранилось между ними до сих пор. По свойственной ему доброте он помогал каждому из крестьян, кто обращался к нему за помощью. Больным, дряхлым и одиноким он сам носил деньги. Были у него и влюбленные нищие, которым по праздникам он давал серебряные монеты. Не только муринские крестьяне, но из всех окрестных деревень приходили к нему за помощью, и никому он не отказывал в ней. За это его знали и любили не только в Мурине, но и во всей окрестности…»

Отец Иакинф скончался в возрасте 76 лет в келье Александро-Невской лавры. Жизнь оборвалась 11 (25) мая 1853 года. Но память о великом монахе осталась в его бессмертных творениях. Бичуринские работы – высокий образец описания жизни народов. В фундаментальных трудах Н.Я.Бичурина содержатся уникальные сведения об истории китайцев, монголов, тибетцев, калмыков и других народов Востока. Эти сведения до сих пор не утратили свои ценности, они востребованы мировой культурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: