Второй вариант не предусматривает накопление мощного магистрального потока. Своевременность перевозки достигается за счет изменения структуры материального потока для своевременной доставки партии груза потребителям. Необходимость изменения структуры потока возникает в результате несогласованности действий элементов логистической системы, а также в результате воздействия множества случайных и непредвиденных факторов, изменяющих продолжительности транспортировки.
Основным критерием изменения структуры материального потока является обеспечения своевременной доставки каждой конкретной партии грузопотребителю. Поэтому в транспортную партию ближайшего отправления в первую очередь должны включаться те струи, потребность в которых в настоящий момент выше. А струи с меньшей потребностью задерживаются.
Реализация данной системы организации продвижения материального потока возможна в логистических системах с четко функционирующим ирформационным элементом, обеспечивающим своевременный сбор, обработку и передачу транспортному элементу информации о текущих потребностях элементов системы в материальных потоках. На основании этой информации формируются транспортные партии к отправлению.
|
|
Для этого каждому вагону или группе вагонов одного назначения присваивается расчетная величина, служащая показателем степени потребности груза данного вагона потребителем и зависящая от времени перевозки и расстояния. Эта величина может выражаться (измеряться) ввиде коэффициента, либо ввиде абсолютной величины. Если вагон простаивает на ж/д станции, то значение величины срочности увеличивается прямопропорционально величине простоя, таким образом при формировании очередного поезда диспетчер при данной системе организации ориентируется не на план формирования, а на оперативное значение показателя срочности вагонов.
В первую очередь в состав этого поезда войдут вагоны, имеющие наибольшие значения коэффициента срочности (т.е. те вагоны, потребность которых в конечном пункте наивысшая). Вагоны или группы вагонов с меньшими значениями коэффициента срочности задерживаются.
На рис. 3.12 представлен графический способ определения "места" поезда в поездопотоке и допустимого времени задержки поездов на участковых станциях. Графики изменения значений коэффициентов срочности для поездов №№ 2-5, находящихся на участковых станциях, иллюстрируют рост коэффициента срочности в зависима сти от времени их задержки на станции. Аналогичный график для поезда №1 демонстрирует плавное снижение коэффициента срочности по мере пропуска этого поезда по полигону без задержки на промежуточных станциях. Разница между моментом отправления поезда № 1 с технической станции и проекциями точек пересечения графиков коэффициентов срочности на ось времени определяет оптимальное время задержки соответствующего поезда. На рис. 3.12 изображена ситуация, когда задерживаются поезда № 2,3, а поезда № 4,5 пропускаются без задержки.
|
|
Фактически рассмотренная система организации вагонопотоков основана на выполнении операций по сортировке вагонов на технических станциях магистрального железнодорожного транспорта и изменении порядка следования поездов в поездопотоке на участковых станциях по оперативному критерию - меняющейся с течением времени степени потребности остальных логистических элементов в материальном потоке (вагонах и грузах).
На промежуточных станциях участка железной дороги в качестве дополнительного средства ускорения или замедления продвижения поездов по участкам может быть использовано регулирование очередности отправления поездов на перегон по существующим ниткам графика. В первую очередь на перегон должны отправляться поезда, средневзвешенный коэффициент срочности всех вагонов, находящихся в их составе, будет выше. В этом случае возникает необходимость определения допустимого времени задержки на промежуточной станции поезда, имеющего средневзвешенный коэффициент срочности, значение которого меньше коэффициента срочности идущего следом поезда.
Диспетчеры на участковых станциях должны в этого случае принимать решения о задержке или пропуске поездов, движущихся впереди поездов с высоким коэффициентом срочности.
Эти коэффициенты изменяются во времени в зависимости от удаленности вагонов от их конечного потребителя. Поэтому чем дольше поезд с низким средневзвешенным коэффициентом простаивает на промежуточной станции в ожидании прохождения поезда с более высоким коэффициентом, тем больше становится значение коэффициента у простаивающего в ожидании поезда. Зная время движения поезда по перегону и зависимость коэффициента срочности поезда от времени, несложно спрогнозировать значение коэффициентов для каждого находящегося на полигоне поезда.