Эта функция транспортного элемента задействуется, когда в ЛС появляется новый материальный поток или возникает необходимость пересмотра схем транспортирования существующих потоков по причине значительных изменений их параметров.
Оптимальная схема транспортирования формируется в результате решения следующих задач: оптимального выбора вида транспорта, транспортного средства и типа подвижного состава; оптимального выбора каналов сбыта и распределения продукции ЛС; оптимального распределение грузопотоков по кратчайшим расстояниями (по экономичным участкам) на имеющейся транспортной сети с учетом ее ограничений; выбор пунктов перегрузки с одного вида транспорта или с одного типа подвижного состава на другой (в случае необходимости). Критерием оптимальности в этих задачах выступает минимизация суммарных логистических затрат, при условии обеспечения требуемого качества продукции или услуг ЛС.
При выборе вида транспорта, в работе [10] рекомендуется исходить из текущих и перспективных условий. В первом случае оптимальная схема транспортирования выбирается исходя из существующих в стране, регионе или на полигоне функционирования ЛС видов транспорта и реальной транспортной инфраструктуры. Во втором - учитывается возможное их развитие и создание новых способов перемещения. Перспективные условия необходимо учитывать особенно в том случае, если маркетологами прогнозируется продолжительный рост или устойчивый спрос на продукцию или услуги ЛС.
|
|
При этом необходимо понимать, что на практике выбор вида транспорта зачастую ограничен имеющейся в стране, регионе реальной транспортной системой. Поэтому задача выбора вида транспорта в классическом ее понимании, когда оценивается скорость доставки, цена и качество транспортных услуг для нескольких конкурентных видов транспорта актуальна в регионах с развитой транспортной инфраструктурой. В регионах, где реально функционирует единственный вид транспорта, задача выбора, разумеется не возникает. Отсутствие выбора также характерно, как правило, и для массовых грузов.
Например, массовый завоз грузов в глубинные районы Крайнего Севера возможен в основном речным транспортом в период навигации с припортовых железнодорожных станций и морских портов. Перевозки угля на теплоэлектростанции или железорудного сырья на металлургические комбинаты осуществляется, в большинстве случаев, по железным дорогам с использованием подъездных железнодорожных путей отправителей и получателей этих грузов. Во многих районах России, особенно на востоке, еще сохраняется естественно-монопольное транспортное сообщение одного вида массового транспорта при ограниченных возможностях конкретного выбора транспортных услуг.
|
|
Тем не менее, в последние годы возросла конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом при грузовых перевозках не только на короткие, но и на средние и даже на дальние расстояния.
Существует два метода выбора вида транспорта:
• по экономическому эффекту от выбранного варианта перевозок по конкретной корреспонденции;
• по рациональным сферам или равновыгодным расстояниям использования того или иного вида транспорта.
Несмотря на то, что в обоих случаях сравниваются затраты на перевозки грузов по каждому из рассматриваемых видов транспорта, алгоритмы расчетов разные.
Основные элементы транспортных логистических затрат подразделяются на три группы:
• расходы на выполнение погрузочно-разгрузочных или перевалочных (перегрузочных) операций, подвоз грузов к магистральному транспорту и вывоз их от него;
• расходы на перемещение грузов, в том числе на выполнение начально-конечных и движенческих операций;
• дополнительные расходы, связанные с потерями груза, природоохранными мероприятиями и т.п.
Перечисленные затраты частично или полностью входят в цену транспортных услуг. Частично, потому что некоторые операции, например погрузочно-разгрузочные, могут выполняться или самим грузовладельцем (перерабатывающим элементом), либо накопительным элементом.
Кроме этих затрат различные виды транспорта отличаются по расходам на тару, платой за хранение груза в начальных, промежуточных и конечных пунктах, страховыми взносами и др.
Альтернативные варианты перевозок различаются также количеством необходимых перегрузок в пути следования, в том числе и с одного вида транспорта на другой. Наиболее простыми в этом отношении являются варианты перевозки с использованием автомобильного транспорта, при котором доставка грузов осуществляется, как правило, непосредственно от отправителя до получателя без перегрузки. Наиболее сложными являются варианты транспортировки с использованием железнодорожного транспорта и смешанным (железнодорожно-водному, трубопроводно железнодорожному и др.) вариантам. Правда, при железнодорожном варианте также есть достаточно эффективный вариант транспортировки, когда у отправителей и получателей грузов имеются подъездные железнодорожные пути, соединяющие их с магистральными железными дорогами (по этому варианту перевозится свыше 75% всех грузов).
Многочисленные расчеты показывают, что перевозки в смешанных сообщениях (с использованием нескольких видов транспорта для доставки одного груза) с двумя перевалками по экономическим показателям, как правило, невыгодны. Некоторому сглаживанию этого недостатка способствует применение железнодорожных морских паромов, а также специальных технических средств, позволяющих сократить время и затраты на перегрузку.
При сравнительных расчетах в смешанном сообщении следует обращать особое внимание на сроки доставки грузов, которые по этим вариантам, как правило, значительно выше, чем на других видах транспорта в прямых сообщениях.
Расчет затрат (цены) по каждой корреспонденции и по всем возможным вариантам перевозок весьма громоздок, хотя и более точен в сравнении с другими методами, так как позволяет учесть не так называемые "средние", а конкретные условия перевозок.
Для упрощения процедуры выбора видов транспорта в практике планирования перевозок грузов чаще всего используются заранее установленными рациональными сферами применения видов транспорта или равновыгодными (предельными расстояниями). Особенно часто используют предельные расстояния при принятии решения о выборе автомобильного или железнодорожного варианта перевозок. Равновыгодная дальность перевозки определяется по формуле:
|
|
где удельные затраты, тарифные ставки на на- чальные и конечные операции транспортного процесса, соответственно по первому и второму варианту перевозок;
3n - затраты на перегрузочные (перевалочные) операции с одного вида транспорта на другой в первом варианте перевозки;
n число перегрузочные операций в первом варианте перевозки;
3 3, - удельные затраты (тарифные ставки) на транспортировку грузов, соответственно по первому и второму вариантам.
Формула 3.9 применяется для наиболее распространенных случаев, когда сравниваются варианты перевозки с использованием вида транспорта, требующего выполнения перевалочных операций, например железнодорожного, и варианта, в котором перегрузочные операции отсутствуют, например, при использовании автомобильного транспорта. В общем случае затраты на начальные и конечные операции по второму варианту должны быть увеличены на соответствующие затраты на перевалку