Социальные факторы и социальные идеалы в мировоззрении верующего

В мировоззрение верующего - как было уже сказано - верующего в идеале - доминирует вера в Бога. Но она, вера в Бога, доминирует в мировоззрении верующего номинально. При ближайшем рассмотрении оказывается, что эта вера всегда производна. Она сформирована у верующего не само по себе, а под влиянием, прежде всего, семейного воспитания, а потом - влиянием окружающих, и, наконец, - под влиянием собственных усилий самого верующего. При все при этом доминирующим системообразующим фактором здесь, как и в каждом отдельном случае, выступает не чисто религиозный фактор, а социальный. Этот фактор рождается и характером, состоянием того общества, в котором находится верующий, и социальным статусов семьи верующего, и личным социальным рангом верующего.

Мировоззрение, безусловно, есть духовная основа личности каждого человека. Но сам человек с его мировоззрением является ни чем иным, как совокупностью общественных отношений, что с научной достоверностью впервые показал марксизм. Эти общественный отношения и "выглядывают" из религиозного мировоззрения верующего и одновременно с этим сам верующий смотрит на общество сквозь призму своего религиозного мировоззрения. Таким образом выработанные и апробированные практикой общественной жизни элементы морали, права, политики, науки, искусства, философии, которые восприняты верующим или всем обществом в той или иной мере получают религиозное утверждение, подымаются на уровень данных от Бога постулатов (заповедей, догм, канонов).

От того, что те или иные элементы общественной жизни получили освящение именем Бога, они от этого ни в каком случае не стали ни худшими, ни лучшими по своей сущности. Религиозное освящение только укрепляет или ослабляет определенные стороны общественной жизни. Какие именно стороны общественной жизни освящает религия? Это можно конкретно определить в каждом отдельном случае Здесь недопустимы заключения типа: "Религия вообще именем Бога освящает вот это и вот то", ибо суть дела заключается не в религиозном освящении/осуждении сторон общественной жизни, а в самих сторонах общественной жизни, которые освящаются/осуждаются именем Господа Бога.

В драматической истории человечества нет ни одной стороны общественной жизни, которая в той или иной мере, за тех или иных условия не освящалась и одновременно с этим не проклиналась именем Бога. В религии вне проклятий оставался только Бог своей религии. Но Бог - существо не общественное. Он существо, которое находится вне природы и вне общества. А поскольку в каждом обществу количественно доминирую низы, унижённые и оскорбленные, то и их естественные устремления тоже освящаются религией, находят поддержку в системе её верований.

Мы не будем сейчас доказывать тот очевидный факт, что двигателем социального прогресса в переломные моменты истории были не верхи, не "элита" общества, а именно требования и мера возможной реализации этих требований со стороны низов...

Эти требования в опосредственной и превратной форме выражались в содержании религиозных верований. Низы постоянно были недовольны своим социальным положением, считали его таким, которое не соответствует их природе, а отсюда - не отвечает их убеждениям, не отвечает природе человека вообще. Отсюда социальные факторы выступают не только в роли формообразующих характера религиозных верований простых масс верующих. В их мировоззрении социальные смысложизненные идеалы имеют самую большую практическую ценность, служат главным, а в кризисных состояниях - единственным побудительным мотивом поведения в обществе и по отношению к обществу. Все этой наилучшим образом просматривается на истории взаимосвязи религии с идеалами общественного устройства, в частности - с идеалами коммунизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: