Самое большое количество отходов связанно с производством энергии, на потреблении которой основана вся хозяйственная деятельность. Вследствие сжигания ископаемого топлива в целях получения энергии в атмосферу сейчас идет мощный поток восстановительных газов. В табл. 2 ([2] стр. 38) приведены данные о выбросах разных газов в результате сжигания различных видов ископаемого топлива. За 20 лет, с 1980 по 2000 год в мире было сожжено 450 млрд. баррелей нефти, 90 млрд. т угля, 11трлн. куб. м газа ([2] стр. 38).
Таблица 2. Выбросы в атмосферу электростанцией мощностью 1000МВт в год (в тоннах).
Выбросы | |||||
Топливо | Частицы | СО | NOx | SO2 | Углеводороды |
Уголь | |||||
Нефть | |||||
Природный газ | - | 20,4 |
Загрязнения и отходы энергетических объектов разделяются на два потока: один вызывает глобальные изменения, а другой - региональные и локальные. Глобальные загрязнители поступают в атмосферу, и за счет их в том числе парниковых газов (табл. 3, см. [2], стр. 40). Из этой таблицы видно, что в накопления изменяется концентрация малых газовых составляющих атмосферы, в атмосфере появились газы, которые раньше в ней практически отсутствовали хлорфторуглероды. Последствия накопления глобальных загрязнителей в атмосфере это:
· парниковый эффект;
· разрушение озонового слоя;
· кислотные осадки.
Таблица 3. Изменение концентрации некоторых газовых состовляющих в атмосфере.
Углекислый газ | Метан | Хлорфторуглероды СС -11½ СС - 12 | Оксид азота | |
Единицы концентрации | частей на млн. | Частей на млн. | частей на трлн. | Частей на млрд. |
Доиндустриальный период (1756-1800 гг.) | 0,8 | 0 ½ 0 | ||
1990 г. | 1,72 | 280 ½ 484 | ||
Современная скорость роста концентрации | 1,8 (0,5 %) | 0,015 (0,9 %) | 9,5 (4%)½17 (4%) | 0,8 (0,25 %) |
Время жизни в атмосфере | 50 - 200 | 65 ½ 130 |
Транспорт как источник химического загрязнения.
Второе место по загрязнению окружающей среды занимает транспорт, особенно автомобильный. В 1999 г. автомобильный парк мира составлял 600 миллионов единиц и при сохранении тенденции роста к 2025 г. Может достигнуть 2 млрд. единиц ([2] стр. 41). Сжигание автотранспортом ископаемого топлива повышает концентрации CO, NOx, CO2, углеводородов, тяжелых металлов и твердых частиц в атмосфере, он же дает твердые отходы (покрышки и сам автомобиль после выхода из строя) и жидкие (отработанные масла, мойка и т. д.). На долю автомобилей приходится 25 % сжигаемого топлива. За время эксплуатации, равное 6 годам, один усредненный автомобиль выбрасывает в атмосферу: 9 т CO2, 0,9 т CO, 0,25 т NOx и 80 кг углеводородов.