Точность движений и их ошибочность следует рассматривать вместе. Говорить о том, как достижимо точное действие, не забывая о возможности ошибки. Точность действий - это предвидение, точность действий - это внимание, точность действий - это опыт. Допустив ошибку, специалист спешит исправить ее и вообще начинает действовать быстрее, чтобы успеть к сроку. Напряжение возрастает, а потом может наступить момент, когда человек больше не способен отвечать в соответствии с обстоятельствами, успевая за происходящим - это срыв.
Точное исполнение действия. Локальное пространство и локальное время индивида. Последствия нарушения локального времени при быстром перемещении на большие расстояния. “Часы“ тела и “часы“ города - необходимость согласования ритмов. Время и качественный ход адаптации к ритму жизни на новом месте. Значение ближайшей социальной группы для ускорения адаптации индивида к жизни на новом месте. Восстановление сна на новом месте - по времени суток, длительности и глубине; восстановление работы пищеварительного тракта, восстановление работоспособности по времени суток. Невозможность адаптации при определенных условиях. Индивидуальные и групповые приемы приспособления к местному времени. Субъектное регулирование ритмов тела - приемы адаптации к местному времени. Потребности человека и ритмы жизни города. Чтобы рассмотреть деятельность человека в условиях смены временных режимов, необходимо активнее использовать идею независимости ритмов жизни и функционирования тех локальных объектов, между которыми он должен встроиться со своим действием.
|
|
Для операторского труда характерно быстрое усложнение ситуации, что требует изменения скорости выполнения деятельности оператором. Предвидение усложнения ситуации и быстрое реагирование (изменение программы и т. п.) являются показателями высокого профессионального уровня специалиста.
Психологический временной анализ стремится показать, какие усилия прикладывает субъект, чтобы успеть во время выполнить свои действия. Выполнение деятельности предполагает синхронизацию и встраивание в пространственные рамки.
Ориентировка в пространстве и времени составляет важную часть водительских функций. Случаи потери ориентировки, нередко отмечаемые в транспортных профессиях, должны быть рассмотрены очень внимательно и во всех подробностях - это позволит точнее раскрыть механизм операторского действия.
Определение причин пространственных и временных ошибок невозможно без разработки теории ориентирования в пространстве и времени. Приведем здесь некоторые идеи.Устройство и функционирование пространственных и временных структур профессионального опыта должно быть рассмотрено на основе принципа "Я здесь и теперь". Этот же принцип должен быть положен в основу определения организации действия и восприятия.
|
|
Эмоции, потребности, смыслы, влияют на формирование структур опыта. Это позволяет говорить о смысловой организации временных и пространственных структур профессионального опыта.
Большие и малые схемы, карта-путь и карта-обозрение различаются по масштабу и устройству. Они могут быть не только пространственными, но и временными. Они входят в состав функциональных единиц деятельности специалиста: авиадиспетчера, пилота, штурмана.
Вербальные структуры профессионального опыта функционируют совместно с пространственными и временными схемами при исполнении профессионального действия. Взаимовлияние между ними. Профессиональный временной опыт меняется под влиянием успехов и неудач в решении временных задач. Человек использует опыт временного исполнения для точного выполнения текущего действия.
Психологический анализ должен учитывать позитивное влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. В операторских профессиях особенно частыми и существенными являются временные ошибки
Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. Ошибка это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче.
Ошибка – результат активности по освоению границ, внутри которых результат может считаться нормальным. Ошибка – разница между вербальными формулировками и исполнительными действиями. Ошибки – источник опыта любого человека. Однако, не все и не всегда учатся на ошибках. Одно из важных составляющих обучения на собственных ошибках – переживание чувства вины, которое возникает, если деятельность представляет для человека ценность. Только в этом случае индивид будет прислушиваться к социальному мнению, относительно своих ошибок. Этот контроль будет основой формирования профессионального опыта. Развитие опыта из ошибки происходит следующим образом: ошибка – социальная оценка, критика – осознание способа выполнения – поиск нового – обучение – изучение пределов своих возможностей – совершенствование.
Временные характеристики действия. Важно учесть не только "объективные" характеристики трудового процесса (начало, конец, последовательность движений, циклы и т.п.), но и "телесные ритмы самого субъекта, и процессы в окружающем мире". При анализе действий оператора важно найти "точку отсчета", которая соотносилась бы с "настоящим".
Время (методология).
Прошлое. Нельзя упускать из внимания, что в определении понятия ошибки решающее значение имеет время: ошибочное действие уже совершено, то есть оно всегда в прошлом. С ошибкой всегда имеют дело как со свершившимся фактом.
Будущее. Но ведь тренировки и профилактические меры направлены в будущее. Значит, можно говорить о будущих ошибках? Действительно, любое воспитание и обучение направлены на то, чтобы последующие не повторяли ошибок предыдущих.
Возможно ли предвидение ошибочных действий оператора при проектировании системы?
Ошибки будут возникать в наиболее сложных пунктах трудового процесса, там, где велика нагрузка. Сложность известна заранее. При ее оценке исходят из возможностей человека. Изучение труда профессионалов показывает, что он идет большей своей частью автоматически, а сознательное планирование и исполнение профессионал ведет только в наиболее сложных участках. Именно там вероятнее всего ошибки
|
|
Настоящее. Пока идет действие, об ошибке говорить нельзя. Об ошибке нельзя говорить до тех пор, пока действие не закончилось.
Основные режимы работы оператора: Ю.К. Стрелков
1) Нормальные условия (оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс).
2) Аварийные ситуации (оператор работает в полу- автоматизированном или механизированном режимах; многое зависит от точности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуацию).
3) Технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам (задача оператора - удержать процесс в требуемых технологией параметрах, т.е. задача - стабилизировать управляемый процесс).
4) Оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задача - расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил).
Особенности основных характеристик действия:
1. Пространство действия не совпадает с пространством восприятия.
Важное значение при анализе некоторых видов операторского труда (например, труда летчиков) имеет выделение "пространства действия" и "пространства восприятия".
2. Двойственность пространства и времени.
Например, у летчиков (штурманов) действие осуществляется в удвоенном пространстве и времени - действие штурмана осуществляется и внутри, и вне кабины. Здесь приходится говорить о двух перцептивных мирах штурманов "
3. Действие расширяет пространство восприятия.
Действие развертывается на фоне уже знакомого перцептивного мира. Но парадокс в том, что "действие расширяет пространство восприятия: воспринимаемым становится то, что ранее не воспринималось - предметы, различия между ними".
4. Действие расширяет время восприятия.
"Действие расширяет время восприятия: воспринимаемым становится то, что также не воспринималось - само изменение предметов, тонкости временного упорядочивания".
5. Действие можно выделить только после его окончания и только с помощью субъекта". "В реальном трудовом потоке точно выделить и пронаблюдать отдельное действие невозможно.
|
|