Ритмы времени и ошибки в деятельности оператора

Точность движений и их ошибочность следует рассматривать вместе. Говорить о том, как достижимо точное действие, не забывая о возможности ошибки. Точность действий - это предвидение, точность действий - это внимание, точность действий - это опыт. Допустив ошибку, специалист спешит исправить ее и вообще начинает действовать быстрее, чтобы успеть к сроку. Напряжение возрастает, а потом может наступить момент, когда человек больше не способен отвечать в соответствии с обстоятельствами, успевая за происходящим - это срыв.

Точное исполнение действия. Локальное пространство и локальное время индивида. Последствия нарушения локального времени при быстром перемещении на большие расстояния. “Часы“ тела и “часы“ города - необходимость согласования ритмов. Время и качественный ход адаптации к ритму жизни на новом месте. Значение ближайшей социальной группы для ускорения адаптации индивида к жизни на новом месте. Восстановление сна на новом месте - по времени суток, длительности и глубине; восстановление работы пищеварительного тракта, восстановление работоспособности по времени суток. Невозможность адаптации при определенных условиях. Индивидуальные и групповые приемы приспособления к местному времени. Субъектное регулирование ритмов тела - приемы адаптации к местному времени. Потребности человека и ритмы жизни города. Чтобы рассмотреть деятельность человека в условиях смены временных режимов, необходимо активнее использовать идею независимости ритмов жизни и функционирования тех локальных объектов, между которыми он должен встроиться со своим действием.

Для операторского труда характерно быстрое усложнение ситуации, что требует изменения скорости выполнения деятельности оператором. Предвидение усложнения ситуации и быстрое реагирование (изменение программы и т. п.) являются показателями высокого профессионального уровня специалиста.

Психологический временной анализ стремится показать, какие усилия прикладывает субъект, чтобы успеть во время выполнить свои действия. Выполнение деятельности предполагает синхронизацию и встраивание в пространственные рамки.

Ориентировка в пространстве и времени составляет важную часть водительских функций. Случаи потери ориентировки, нередко отмечаемые в транспортных профессиях, должны быть рассмотрены очень внимательно и во всех подробностях - это позволит точнее раскрыть механизм операторского действия.

Определение причин пространственных и временных ошибок невозможно без разработки теории ориентирования в пространстве и времени. Приведем здесь некоторые идеи.Устройство и функционирование пространственных и временных структур профессионального опыта должно быть рассмотрено на основе принципа "Я здесь и теперь". Этот же принцип должен быть положен в основу определения организации действия и восприятия.

Эмоции, потребности, смыслы, влияют на формирование структур опыта. Это позволяет говорить о смысловой организации временных и пространственных структур профессионального опыта.

Большие и малые схемы, карта-путь и карта-обозрение различаются по масштабу и устройству. Они могут быть не только пространственными, но и временными. Они входят в состав функциональных единиц деятельности специалиста: авиадиспетчера, пилота, штурмана.

Вербальные структуры профессионального опыта функционируют совместно с пространственными и временными схемами при исполнении профессионального действия. Взаимовлияние между ними. Профессиональный временной опыт меняется под влиянием успехов и неудач в решении временных задач. Человек использует опыт временного исполнения для точного выполнения текущего действия.

Психологический анализ должен учитывать позитивное влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. В операторских профессиях особенно частыми и существенными являются временные ошибки

Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. Ошибка это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче.

Ошибка – результат активности по освоению границ, внутри которых результат может считаться нормальным. Ошибка – разница между вербальными формулировками и исполнительными действиями. Ошибки – источник опыта любого человека. Однако, не все и не всегда учатся на ошибках. Одно из важных составляющих обучения на собственных ошибках – переживание чувства вины, которое возникает, если деятельность представляет для человека ценность. Только в этом случае индивид будет прислушиваться к социальному мнению, относительно своих ошибок. Этот контроль будет основой формирования профессионального опыта. Развитие опыта из ошибки происходит следующим образом: ошибка – социальная оценка, критика – осознание способа выполнения – поиск нового – обучение – изучение пределов своих возможностей – совершенствование.

Временные характеристики действия. Важно учесть не только "объективные" характеристики трудового процесса (начало, конец, последовательность движений, циклы и т.п.), но и "телесные ритмы самого субъекта, и процессы в окружающем мире". При анализе действий оператора важно найти "точку отсчета", которая соотносилась бы с "настоящим".

Время (методология).

Прошлое. Нельзя упускать из внимания, что в определении понятия ошибки решающее значение имеет время: ошибочное действие уже совершено, то есть оно всегда в прошлом. С ошибкой всегда имеют дело как со свершившимся фактом.

Будущее. Но ведь тренировки и профилактические меры направлены в будущее. Значит, можно говорить о будущих ошибках? Действительно, любое воспитание и обучение направлены на то, чтобы последующие не повторяли ошибок предыдущих.

Возможно ли предвидение ошибочных действий оператора при проектировании системы?

Ошибки будут возникать в наиболее сложных пунктах трудового процесса, там, где велика нагрузка. Сложность известна заранее. При ее оценке исходят из возможностей человека. Изучение труда профессионалов показывает, что он идет большей своей частью автоматически, а сознательное планирование и исполнение профессионал ведет только в наиболее сложных участках. Именно там вероятнее всего ошибки

Настоящее. Пока идет действие, об ошибке говорить нельзя. Об ошибке нельзя говорить до тех пор, пока действие не закончилось.

Основные режимы работы оператора: Ю.К. Стрелков

1) Нормальные условия (оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс).

2) Аварийные ситуации (оператор работает в полу- автоматизированном или механизированном режимах; многое зависит от точности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуацию).

3) Технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам (задача оператора - удержать процесс в требуемых технологией параметрах, т.е. задача - стабилизировать управляемый процесс).

4) Оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задача - расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил).

Особенности основных характеристик действия:

1. Пространство действия не совпадает с пространством восприятия.

Важное значение при анализе некоторых видов операторского труда (например, труда летчиков) имеет выделение "пространства действия" и "пространства восприятия".

2. Двойственность пространства и времени.

Например, у летчиков (штурманов) действие осуществляется в удвоенном пространстве и времени - действие штурмана осуществляется и внутри, и вне кабины. Здесь приходится говорить о двух перцептивных мирах штурманов "

3. Действие расширяет пространство восприятия.

Действие развертывается на фоне уже знакомого перцептивного мира. Но парадокс в том, что "действие расширяет пространство восприятия: воспринимаемым становится то, что ранее не воспринималось - предметы, различия между ними".

4. Действие расширяет время восприятия.

"Действие расширяет время восприятия: воспринимаемым становится то, что также не воспринималось - само изменение предметов, тонкости временного упорядочивания".

5. Действие можно выделить только после его окончания и только с помощью субъекта". "В реальном трудовом потоке точно выделить и пронаблюдать отдельное действие невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: