Перцептивный мир оператора основан на образе мира. Он состоит из трех блоков (по Артемьевой):
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины полета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.
Концептуальная модель — это некие сведения, полученные оператором ранее, при обучении, или отложившиеся в памяти. Оба типа данных — наличные, идущие от приборов и знания, идущие из опыта субъекта, — объединяются в едином процессе переработки информации и управляющих действий.
Теория проектирования информационных моделей (требования):
- адекватность задаче, которую выполняет оператор в системе;
- соответствие возможностям человека по объему, информация не должна превышать эти возможности;
- информация должна достаточно полно отображать ситуацию;
- информация должна легко и быстро читаться и способствовать сокращению дальнейших умственных операций.
Ошанин “Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии”: разделение психического отражения самого управляемого объекта и его мнемосхемы.
Оперативность образа – адекватность содержания образа объекта конкретному назначению образа в системе предметного действия.
Оперативный образ – идеальное специализированное отражение преобразуемого в действии объекта, складывающееся по ходу выполнения конкретного предметного действия и подчиненное задаче действия.
Пилот совмещает “Ч-О” и “Ч”, и эти две части могут приходить в противоречие друг другу.
Образ полета – базовый компонент психического отражения; включает задачи и цели, систему знаний об объекте управления, систему двигательных программ. Его компоненты:
1) образ пространственного положения4
2) чувство самолета;
3) восприятие приборов;
Логико-психологический анализ мнемосхемы:
- психические процессы переработки информации, получаемой с панели оператором;
- как он должен их видеть, чтобы эти процессы совершались легче и надежнее;
Два варианта мнемосхемы – психологизированная или технологическая.
Свойства оперативных образов:
1) прагматичность;
2) адекватность задаче действия;
3) специфичность (пригоден для решения только определенной задачи);
4) лаконичность;
5) функциональная деформация (акцент на существенные характеристики).
Специфические свойства. Оперативный образ прагматичен. Он складывается в процессе решения конкретной задачи (или конкретной группы задач).
Оперативный образ адекватен задаче действия. Обслуживая решение некоторой задачи, он ей соответствует наилучшим образом и в этом смысле эффективен. Он обеспечивает решение задачи или способствует ее решению, как в благоприятных условиях, так и в условиях более жестких - при возникновении возможных трудностей, помех и т.п., и в этом смысле наиболее надежен.
Из "пригнанности" оперативного образа к задачам действия следует его специфичность: он содержит ту информацию, которая необходима для определенных задач действия и, следовательно, пригоден для решения только этих задач.
Оперативный образ "лаконичен". Он "отвлечен" от целого ряда особенностей объекта, в том числе и весьма существенных, но таких, которые в данном случае не могут быть использованы исполнителем для решения стоящих перед ним задач.
С "лаконичностью" оперативного образа тесно увязана его функциональная деформация - свойство оперативных образов, связанное с субъективностью отражения, нарушением беспристрастности и нейтральности отражения объекта в образе через акценты в нем характеристик объекта, особенно значимых для субъекта в условиях конкретного действия, и, наоборот, через свернутость или меньшую осознанность отражения в нем мало информативных для субъекта в данной ситуации объектных свойств. Особенно важно, подчеркивал Ошанин, что функциональная деформация не исключает правильного отражения метрических и прочих действительных характеристик объекта. Отсюда частая двойственность и внутренняя противоречивость оперативного образа: с одной стороны, отношения между отдельными свойствами объекта отражены в нем "зеркально", а с другой, - они в соответствии с их функциональной значимостью искажены - Внутренняя противоречивость образа становится, по мнению Ошанина, источником активности субъекта деятельности: именно она, очевидно, стимулирует действие на снятие противоречия и приведения образа в соответствие с самим собой.
Ошанин особое значение придавал проблеме концептуальных моделей. Их следует рассматривать, считал он, как оперативные динамические образы, в которых находит свое отражение динамика объекта, структура контролируемого процесса, такая, каковой она в представлении субъекта должна быть или стать. Он полемизировал с расширительным толкованием концептуальной модели как "картины мира оператора, а также с более узкими представлениями о ней как алгоритме действий оператора. Основной акцент был сделан на исследованиях сложной многослойной, как он образно говорил, "вертикально-горизонтальной" функциональной структуры концептуальных моделей. Он описал ее и своей диссертации на основе экспериментальных исследований образов лабораторных динамических объектов как обобщения субъективного опыта реальных операторов, исследований и описаний образа полета у членов экипажа летательных аппаратов.
В структуру концептуальных моделей, по Ошанину, входят следующие компоненты. Отражение временной структуры процесса, т.е. последовательности состояний контролируемого объекта, образует основной, или базальный, компонент концептуальной модели. Временная развертка информации, организованной в концептуальной модели, всегда осуществляется по ходу контроля с известным упреждением относительно оперативного образа реальной динамики объекта. Отражению в концептуальной модели динамики объекта соответствует определенная динамика активного состояния субъекта, составляющая психоэнергетический аспект концептуальной модели или ее энергетический фон.
То, что должно быть, писал Ошанин, всегда противопоставлено в концептуальной модели тому, что быть не должно. Зона отклонений процесса от нормы присутствует в ней как своеобразный событийно-негативный фон. Образ "того, что должно быть" (образ-позитив), и образ "того, что не должно быть" (образ-негатив), являются двумя сторонами концептуальной модели: они в ней функционально взаимосвязаны, хотя относительный удельный нес их может быть весьма различен для разных процессов и для разных этапов одного и того же процесса.
Структура концептуальной модели изоморфна структуре действия и представляет из себя единую целостно-расчлененную систему оперативных образов, находящихся на разных уровнях наглядности (отвлеченности), детализированности (развернутости, схематичности) и т.д. Ее также следует рассматривать как многоуровневый ансамбль вертикально-горизонтальных структур. И здесь существенный аспект оперативности отражения заключается в гибком "скольжении по уровням", в умении актуализировать уровень отражения, наиболее адекватный конкретной специфике действия.
Итак, мир оперативных образов Ошанина крайне многообразен. Именно в многообразии оперативных образов он усматривал одно из ярких проявлений оперативности, как фундаментальной особенности отражения, ее основной характеристики - гибкой переключаемости с отражения одних свойств объекта на другие, в столкновении и преломлении в оперативном образе логики объекта, субъекта и выполняемого действия.
В заключение хотелось бы отметить, что предложенная Дмитрием Александровичем концепция является "работающей" в теории психологии и практическом аспекте ее приложения в разных видах деятельности человека. По словам В.А. Пономаренко, Ошанин создал теорию, наиболее отвечающую практике инженерной психологии. Предметное действие и оперативный образ в трудах Ошанина явились продуктивными понятиями в авиационной инженерной психологии при создании теории образа полета, построении приборов пространственного ориентирования, теории активного оператора,
Идея оперативности как фундаментального понятия в психологии еще только осознается в нашем сообществе. Тем не менее, она получила свое развитие в трудах А.И. Миракяна и его сотрудников применительно к фундаментальной проблеме порождения образа. В моих работах рассматриваются оперативные свойства регуляции применительно к проблеме индивидуальных стилей саморегуляции. В.Д. Шадриков применил понятие оперативности к анализу информационной основы деятельности и к проблеме развития способностей.