Функциональная ассиметрия полушарий

Функциональная ассиметрия головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной (в данном определении видимо «предметно-смысловой») форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.

Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

За синхронизацию работы полушарий в основном отвечает «мозолистое тело» (соrpus callosum), кроме него эту задачу решает еще и «передняя спайка» (precommissure). Однако, мозолистое тело, состоящее из 200-250 миллионов нервных волокон, является самой большой структурой, соединяющей полушария. Мозолистое тело имеет форму широкой плоской полосы. Волокна в мозолистом теле проходят главным образом в поперечном направлении, связывая симметричные места противоположных полушарий, но некоторые волокна связывают или несимметричные места противоположных полушарий, например лобные извилины с теменными или затылочными, или разные участки одного полушария.

Американскими исследователями были проведены более изощренные эксперименты, которые заставляют предполагать, что обмен информацией между правым и левым полушарием происходит не одинаково и правое обладает определенными преимуществами.

Синдром «расщеплённого мозга» Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Координированная работа полушарий мозга обеспечивается спаечными волокнами, среди которых ведущая роль у взрослых людей принадлежит мозолистому телу (МТ). При его перерезке каждое полушарие начинает работать как изолированный орган, интеграция деятельности полушарий существенно нарушается. В настоящее время описаны два основных варианта синдромов, обусловленных нарушением межполушарного взаимодействия, существенным признаком которых является их односторонний характер.Первый синдром обозначается как синдром аномии. Он проявляется в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга (при ощупывании предметов левой рукой или получении зрительных стимулов только в левое полуполе зрения). Отличие аномии от нарушений номинации при афазии состоит в том, что при поступлении той же информации в левое полушарие (ощупывание предмета правой рукой, предъявление стимулов в правое полуполе зрения) она легко может быть названа.Второй синдром поражения МТ - синдром "дископии-дисграфии>>. Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой.Наиболее ярко и клинически заметно эти феномены проявляются при поражении задних отделов мозолистого тела. Комиссуротомия в средних отделах мозолистого тела приводит к менее заметным нарушениям, но легко обнаруживаемым в обычном нейропсихологическом исследовании: нарушения переноса с одной руки на другую кожно-кинестетической информации при выполнении проб на праксис позы, проб на перенос на другую руку точки прикосновения, проб на выбор объекта по форме, предъявленного в одну руку, другой рукой. При дихотическом предъявлении вербальных стимулов поражение средних отделов мозолистого тела приводит к выраженному феномену игнорирования слов, предъявляемых на левое ухо, т.е. поступающих в правое полушарие мозга.Повреждение передней трети мозолистого тела не приводит к видимым нарушениям психических функций. Лишь в специальных исследованиях - дихотическом прослушивании и определении времени двигательной реакции - можно отметить некоторое изменение показателей, свидетельствующее о замедлении процесса передачи информации из одного полушария в другое.

Можно полагать, что специфика межполушарной асимметрии электрических процессов мозга правшей и левшей наиболее отчетливо проявляется в организации корковых связей, с формированием левополушарной асимметрии у правшей и правополушарной – у левшей. Наряду с этим у правшей в характере взаимодействия полушарий проявляется принцип комплементарности с одновременным взаимоподкрепляющим, а также взаимотормозным взаимодействием, что согласуется с представлениями других авторов (В.Л. Бианки, 1989). Вероятно, именно поэтому при восстановлении больных-правшей с последствиями черепно-мозговой травмы наблюдается волнообразный процесс активации одного из полушарий, сопровождающего ослаблением функционального состояния другого полушария (принцип отрицательной обратной связи), что удлиняет у них процесс восстановления. У левшей, вероятно, взаимотормозные взаимодействия между полушариями проявляются в меньшей степени, а процессы взаимоподкрепляющего взаимодействия являются определяющими (принцип положительной обратной связи). Этими особенностями, а также меньшей специализацией полушарий и локализации функций, можно объяснить более быстрое их восстановление после черепно-мозговой травмы травмы (Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, с соавт., 1994).

Другой отличительной особенностью формирования асимметрии биоэлектрической активности мозга правшей и левшей может являться разный характер взаимодействия корковых и подкорковых регуляторных систем мозга, в частности, активирующих систем ствола. О большей функциональной связи левого полушария с активирующими системами ствола у правшей свидетельствуют как клинические (Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, 1977), так электрофизиологические данные различных авторов (Е.В. Шарова, с соавт., 1995). Выявленные в настоящем исследовании синфазные изменения когерентности альфа- и бета-диапазонов в левом полушарии при смене функциональных состояний с учетом генеза этих ритмических составляющих ЭЭГ (F.N. Lopez da Silva, et al., 1980), являются дополнительным фактом, подтверждающим высказанное выше положение. В отличие от этого у левшей активирующие системы ствола, вероятно, оказывают на кору больших полушарий более диффузное влияние, с меньшим проявлением асимметрии, что согласуется с данными нейропсихологических исследований (А.В. Семенович, 1991).

Подкорковые диэнцефальные структуры как у правшей, так и у левшей, имея более тесные связи с правым полушарием, что выявлено в клинических исследованиях (Е.В. Шарова, с соавт., 1995) и подтверждено электрофизиологическими данными (Л.А. Жаворонкова, 1988), способствуют формированию правополушарной асимметрии. В свою очередь диэнцефальные и лимбические структуры также функционально связанны между собой, что демонстрируют клинические наблюдения (Е.В. Шарова, с соавт., 1995). При этом, однако, у правшей в характере взаимодействия корковых и подкорковых (диэнцефальных) структур определяющими являются конкурентные отношения, что находит отражение в реципрокном характере изменения когерентности альфа- и тета-диапазонов инаиболее отчетливо проявляется в зоне корковой проекции диэнцефальных структур. У левшей, вероятно, во взаимоотношениях этих структур преобладает подкрепляющее взаимодействие, что отражается в синфазном изменении описанных выше ритмических составляющих ЭЭГ. Возможно, что такой характер взаимодействия корковых и подкорковых структур у левшей, с учетом более выраженных синхронизирующих влияний правого полушария (доминирующего) на активность всего мозга в целом (Э. Голдберг, Л. Коста, 1995) и больших размеров мозолистого тела (S. F. Witelson, 1985) могут более активно, по сравнению с правшами, способствовать развитию процессов синхронизации, в том числе патологического, эпилептиформного характера. Этим, вероятно, объясняется более частая встречаемость эпилепсии у левшей по сравнению с правшами (Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, с соавт., 1994). С другой стороны, эти же особенности организации мозга левшей могут быть основой успешного и плодотворного осуществления ими творческих видов деятельности, что подтверждается высокой численностью левшей среди музыкантов, художников, архитекторов.

Таким образом, можно полагать, что несходный характер межполушарной асимметрии мозга правшей и левшей определяется не только несходством асимметрии корковых структур, но и разным характером их взаимодействием с регуляторными системами мозга. При этом особенности асимметрии мозга левшей не являются зеркальным отражением организации мозга правшей, а представляют собой альтернативный принцип организации мозга, имеющий свои особенности, проявляющиеся в несходном с правшами характере функционирования.

Психологическое здоровье относится к личности в целом. Это постоянно развивающаяся совокупность психических свойств человека, которая обеспечивает гармонию между потребностями индивида и общества, и ориентирует индивида на выполнение своей жизненной задачи. При этом психологические отклонения легче исправить, чем психические. Как же выглядит, по мнению психологов, психологически здоровый человек? Выделяют несколько качеств, позволяющих определить психологическое здоровье.

Во-первых, психологически здоровый человек ориентирован на реальность. Всем понятно, что нужно обращать внимание на происходящее, трезво оценивать ситуацию и каким-то образом участвовать в этой жизни. Не то она пройдёт мимо.

Во-вторых, психологически здоровый человек принимает себя и окружающих такими, какие они есть. Согласитесь, это очень трудно. Ведь всегда хочется, чтобы люди ну хотя бы иногда видели свои глупости и замечали в нас хорошее.

В-третьих, спонтанность. В словаре Ожегова читаем: “Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный”. То есть, человек ведёт себя спонтанно, когда делает то, что ему захотелось. Возможно, это нарушает чьи-либо представления о приличиях, правилах поведения. Но без этого важного качества все мы были бы похожи друг на друга. Ведь чёткое следование правилам поведения невозможно. Каждый человек должен в первую очередь знать чего хочет он сам, чтобы его жизнь удалась, чтобы ему хотелось жить.

В-четвёртых, когда возникают проблемы у психологически здорового человека, то он не начинает терзать себя любимого, не упрекает себя за попадание в неприятности, а рассматривает свою проблему под своим внутренним микроскопом мысли. И даже если возникла проблема в нём самом, то он ищет проблему в себе, а не себя в проблеме.

В-пятых, как ни странно, психологически здоровый человек нуждается в одиночестве. Постоянно находиться в обществе просто невозможно. Можно перестать быть психологически здоровым человеком. А одиночество даёт нам не только отдых от шума, суеты, людей, но и помогает сосредоточиться на единственном человеке, который всегда с нами.

В-шестых, психологически здоровый человек автономен и независим. Если проще – свободен. Он не нуждается в постоянном одобрении своих поступков, в пинках и поглаживаниях при принятии решения. Он сам может это сделать для себя, если начинает сомневаться.

В-седьмых, у него отсутствует склонность воспринимать людей и окружающее стереотипно. Да, если будет только белое и чёрное, этот плохой, потому что так сказал Вася, а этот хороший, как считает Маня, можно и свихнуться. Где же тогда моё мнение и право каждого человека изменяться?

Восьмое, духовность. Эту категорию можно рассматривать с нескольких позиций.

Первая – психологическая. Духовность – познание, стремление к истине. Она предполагает гармоническое взаимодействие с миром и направляет человека на поиск смысла жизни, выполнение жизненной задачи, без чего невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.

Вторая – религиозная. Связана она с верой в Бога. В каждом человеке совершает действие Дух Святой. Человек – это икона, и смысл его жизни – прийти к себе, осознать собственную ценность, потому что Бог не где-то на небе, а на земле, во всём, что здесь есть, что есть у нас и в нас. Значит, и ко всему окружающему мы должны относиться как к Богу.

Девятое, идентификация с человечеством. Это понятно. Здоровый не будет себя считать другим животным, если он знает, что человек.

Десятое, психологически здоровый человек способен к близким отношениям с людьми.

И в заключение ещё три параметра, но не последние (психологи у нас народ дотошный): наличие чувства юмора, высокая креативность и низкая конформность. Юмор при этом не агрессивный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: