Нервные расстройства

Из-за неправильного понимания принципов деятельности симпатической нервной системы сегодня довольно часто приписывают многие болезни, которые на самом деле не принадлежат к категории нервных заболеваний, исключительно нервам. Такое примитивное объяснение иногда влечет неверное представление о причинах и серьёзности болезни. Конечно, вследствие непосредственной и теснейшей связи нервной системы с каждой частью тела даже малейшее местное нарушение вызывает её ответную реакцию. И, естественно, все нервные расстройства не могут не вызывать специфических физиологических отклонений, и иногда, рекомендуя лечение, просто невозможно определить, где причина, а где следствие.

Нервные заболевания часто можно сопоставить с отношением человека к жизни; например, пессимизм порождает неврастению (Фиск и Фишер), смутный страх и тревоги вызывают общее и нервное истощение (Фринк), гнев способствует развитию печеночной недостаточности и несварению желудка и т. д. Исходя из того, что мы знаем о нашем мире, можно утверждать, что нервные стрессы являются проклятием современной цивилизации, и современная жизнь намного расширила список нервных заболеваний[271]. Есть огромное множество случаев „невроза военного времени“ (Салмон), к этому можно прибавить экономические, политические, социальные, религиозные и другие неврозы, которыми люди страдают по одной-единственной причине — потому, что им приходится жить и работать с огромным нервным напряжением, создаваемым влиянием упомянутых факторов. Сложите вместе этих людей и эти факты, о которых, к сожалению, так мало известно больным и ещё меньше — врачам, лечащим их нервы, и вы получите целостную картину мира, который можно назвать миром неврозов. Подобные страдания могут быть излечены только радикальным изменением обстановки, вызывающей такие нервные расстройства, а не усилиями миллионов врачей, которые пытаются их вылечить.

Кроме страданий, причиняемых бешеным темпом современной беспокойной жизни, бедностью и зависимостью, существует большой процент нервных расстройств, причина которых коренится в воображении[272], так называемые malades imaginaires (Ласег). Это не воображаемые болезни, но болезни из-за воображения — однако они сопровождаются настоящими функциональными и психическими нарушениями[273]. Как верно говорит „Махабхарата“[274], наилучший и единственный способ лечения таких болезней — это вообще о них не думать[275].

Кроме этих психических — умственных и эмоциональных — факторов, существует множество других причин, вызывающих нервные расстройства, например: (1) химические (автоинтоксикация, вещества, вызывающие зависимость, переутомление и др.), (2) механические (местные травмы и повреждения), (3) наследственные и (4) факторы окружающей среды[276]. Психические отклонения часто возникают по одной или многим перечисленным причинам — конечно, в их крайнем проявлении — и ведут к неврозу и психозу; состояние больного постепенно всё больше ухудшается, пока наконец заболевание не превращается в хроническую болезнь, которую уже нельзя вылечить. Или же все внезапно обрывается самоубийством.

Эксперименты Эйбелуса, Ходжа и других наталкивают на мысль, что все нервные расстройства означают патологическую усталость всей нервной системы и также подразумевают наличие болезненной нервной возбудимости. Неправильное и недостаточное питание тоже вызывает многие случаи нервного расстройства — согласно статистике клиники при Институте Йоги от этого страдает каждый четвёртый. Поэтому слабые нервы — это не что иное, как свидетельство насилия над нервной системой. Раздражительность — это крик нервов, которым нужно лучшее питание и уход. А осуществить это можно только при здоровом отношении к миру, необходимом отдыхе, восстановлении сил, сбалансированном питании, улучшениях конституционального характера, специальном лечении позвоночника и т. п.

6. Психическая гигиена Йоги[277]

Теперь, осознав в целом первостепенную роль мозга и нервной системы в реализации жизненных функций как тела, так и психики и, что наиболее важно, в достижении конечной цели Йоги, легко понять ту дотошность, с которой древние йогины разрабатывали способы и средства сохранения здоровья этих органов. Первыми по важности являются нравственная дисциплина и психическая гигиена. На физическое состояние человека сильно влияют (а) воспитание, (б) независимость от эмоций и (в) концентрация.

(а) Воспитание. Оно должно начинаться ещё в дородовой период, потому что, как верно полагают, воздействия, которые испытывает ребёнок до своего рождения, находясь в материнском лоне, довольно значительны и в большой мере формируют особенности его тела и психики[278]. Уход за младенцем, воспитание ребёнка дошкольного и школьного возраста (во время полового созревания и взросления), взрослого и даже пожилого человека должны иметь целью формирование личности, характера, соблюдение психической гигиены и создание навыков, которые бы соответствовали основному идеалу Йоги — безукоризненной психической чистоте.

(б) Свобода от эмоций. „Как знает каждый физиолог, — говорит Уорд, — наверняка существует очень тесная связь между ощущениями и такими разными функциями организма, как кровообращение, дыхание и внутренняя секреция. Но сильные эмоции чётко выявляют эту связь, и это выявление является частью „выражения эмоций““[279]. Когда же эмоции становятся причиной предельного напряжения нервной системы, за этим часто следует нервный шок или болезнь[280]. А в некоторых случаях итогом может быть даже смерть.

Таким образом, эмоции — это большая сила, работающая либо на, либо против блага всего организма. Эмоциональные реакции человека в значительной мере влияют на так называемую кривую здоровья (Холмс), которая показывает отливы и приливы в жизнедеятельности живого организма в нормальных условиях. Для того чтобы сохранить хорошее здоровье, чрезвычайно важно, как указывает Майерсон, пристально следить за всеми изменениями настроения и чувств, которые требуют такого же внимания, как одышка и несварение желудка[281].

Значит, абсолютная свобода от эмоций, которую йогины называют беспристрастием (саматва)[282], считается залогом здоровья мозга и нервов, потому что понятно, что даже не слишком бурные эмоции обязательно оставляют после себя след. Сегодня повсюду признают, что психическое состояние удовлетворения — один из самых влиятельных факторов, улучшающих здоровье и увеличивающих продолжительность жизни[283]. То, что без строгого соблюдения психической гигиены — учитывая воздействие психики на организм и наоборот — невозможно сохранить здоровое состояние тела и ума, было давно признано йогинами-практиками[284]. Поэтому они сформулировали кодекс нравственной дисциплины плюс психической гигиены, который, по терминологии Уильяма Джеймса, лучше всего определить выражением „религия здравомыслия“[285].

Каждый ученик, вступивший на путь Йоги, должен прежде всего обязательно соблюдать кодекс психической гигиены и нравственной дисциплины, и начинать выполнять эти правила нужно даже раньше, чем приступать собственно к освоению разнообразных йогических упражнений. „Религия здравомыслия“ Йоги состоит из десяти положительных и десяти отрицательных качеств, известных как яма и нияма, запретов и религиозных предписаний — соответственно. Это (1) ненасилие, (2) правдивость, (3) запрет красть и копить, (4) целомудрие, (5) нестяжательство и неприятие подарков, (6) всепрощение, (7) сострадание, (8) прямота, (9) умеренность в пище и (10) чистота; и (1) невозмутимость, (2) удовлетворённость, (3) требовательность к себе, (4) милосердие, (5) преданность высшему Идеалу, (6) стремление к знаниям, (7) разборчивость; (8) скромность, (9) самопознание и (10) настойчивость в достижении цели[286]. Для йогина эти правила нравственной и психической жизни обязательны, так как при успешном и искреннем соблюдении их ум становится чище и спокойнее. Для Йоги знания самого по себе недостаточно, это знание должно быть применено на практике и воплощено в жизнь лично. Поэтому никто не может назвать себя йогином, если не обладает прежде всего перечисленными качествами.

(в) Концентрация. Концентрация энергии ума на данном объекте называется дхараной, или однонаправленностью. Это попытка ума сосредоточиться на определённом объекте или мысли вместо того, чтобы рассеивать свою энергию в разных направлениях. Концентрация и отрешённость — её йогины называют отвлечением, или пратьяхарой, тесно взаимосвязаны, и перед первым всегда стоит второе. Это нарушает тяжёлую монотонность будничной деятельности, таким образом помогает избежать умственной усталости и соответственно уменьшает нервное напряжение. Физиологи соглашаются, что такая концентрация[287] оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, так же как выполнение упражнений на глубокое дыхание способствует исцелению мозга и нервов. Более того, „…всякий успех в жизни — будь то успех в смысле физическом, психическом, нравственном или духовном — целиком зависит от способности к концентрации, которую можно легко развить систематическими тренировками с детства. По этой причине важно наличие концентрации во всей деятельности, если она не механическая“[288]. Концентрация в действии — это часть Йоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: