Антропологический материализм Л. Фейербаха

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий

философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что

иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их

существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии

лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление

раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии

Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые

составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу

идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения

человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые

в действительности принадлежат самому человеку.

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений

необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом

наиболее совершенная - вечной природы.

2.1. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма

XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность

к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее

как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре

внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства

французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство

души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его

идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всего

как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и

составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может

быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности,

которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом,

толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для

него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в

развитии человеческого рода.

Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха

следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с

гегелевской философией и становится материалистом.

Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен

абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию.

Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.

Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание,

обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью

органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические

состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной

реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью

разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в

1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель

этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия

как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет,

что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней –

человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек,

который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть

идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм

неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в

этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа

существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос

человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией

божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой

сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для

того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.

После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд

произведений: «Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность

религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное изложение

и обоснование своих материалистических взглядов.

Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не

оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его

первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила

почти никакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах

Фейербах пишет свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в

котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой

поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако,

опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.

2.2. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания

выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По

Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого

общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек,

”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его

объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще

внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает

альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на

место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу,

есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: