Карл Маркс. 6. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности

6. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным: 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство обособленно и предположить абстрактного – изолированного – человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Избранные произведения. – В 3 т. – М., 1985. – Т. 2. – С. 1–3.

Студент должен усвоить ту огромную степень влияния на Маркса, которую имел философский материализм Фейербаха. Этот немецкий философ первой половины 19 века в своей работе «Сущность христианства» впервые обнаруживает связь религии с реальными общественными отношениями людей, причем главная особенность этих отношений состоит в их отчужденном характере. Источник религиозных верований Фейербах усматривает в чувстве зависимости от стихийных сил природы. Бог – это проекция человека, она отчуждается от него и превращает его в творца. Отдельные исторические эпохи отличаются друг от друга религией. Сам Фейербах предложил религию человека, или любви к человеку. Антропологический материализм Фейербаха учит, что человек есть единственный предмет философии, сущность человека – это его биологическое единство с другими индивидами. По этой причине, как должно быть ясно студенту, Маркс называет его понимание человека абстрактным (внеисторическим) и биологическим.

Итак, этот (шестой) тезис входит в работу «Тезисы о Фейербахе», написанную в 1845 г., которая отражает процесс перехода Маркса с идеалистических позиций в понимании истории на материалистические. Маркс утверждает здесь, что сущность человека в ее действительности есть совокупность данных общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. В чем Фейербах усматривает сущность человека?

2. Что такое сущность человека по Марксу?

3. Почему Фейербах не распространяет свой материализм на общественные отношения людей? Каково отношение его философии к метафизическому материализму 18 века и гегелевской диалектике?

4. Чем ограничиваются общественные отношения у Фейербаха?

Домашнее задание

1. Составьте реферат на тему «Сущность человека у Фейербаха».

2. Выберите верное утверждение из трех: сущность человека это: А) его биологическое родство, Б) его разум, мышление, В) совокупность общественных отношений.

3. Составьте вопросы к данному тексту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: