Философия Людвига Фейербаха

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма. Её основные черты:

ü полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

ü попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

ü материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека;

ü большой интерес к социально-политическим вопросам;

ü убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине XX вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

ü единственно существующими реальностями являются природа и человек;

ü человек является частью природы;

ü человек есть единство материального и духовного;

ü человек должен стать главным интересом философии;

ü идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

ü Бог – плод воображения человека;

ü природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

ü всё, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах:

ü выступает с атеистических позиций;

ü тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

ü Бог – порождение сознания человека;

ü религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

ü распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжким жизненным условиям;

ü корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром;

ü мысль о Боге утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

ü Бог – идеальный образ человека, созданный человеком.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность познания разума наступает не сразу, а развивается по мере эволюции человека и накопления опыта. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность, и которые осознаются разумом. Гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

ü человек – уникальное биологическое существо, наделённое волей, разумом, чувствами, желаниями;

ü полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только при взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми);

ü основой связи между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

ü необходимо традиционную религию заменить религией любви людей друг к другу;

ü смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: